o_aronius

Календарно-конфессиональное. Судный день в тени короны



Поскольку нынешний Судный день прошел в полном соответствии с песней, связанной совсем с другим праздником, полагаю, будет небезынтересно обменяться впечатлениями и наблюдениями.

В силу районной демографии ближайший к нашему дому ашкеназский миньян оказался в соседнем квартале. Соответственно, по дороге туда аз, многогрешный, имел возможность наблюдать, что происходит в нескольких сефардских, одной хабадской и одной консервативной синагоге.

Так вот, фраерами, организовавшими богослужение на улицы, оказались: означенные ашкеназы, обосновавшиеся в школьном дворе, и прихожане 2-х самых больших сефардских синагог. Консерваторы молились по смешанной системе: часть прихожан внутри, часть снаружи. Но у них достаточно большое для этого помещение, плюс они строго следят за соблюдением правил.

Все остальные, не заморачиваясь, молились в своих синагогах, по большей часто довольно маленьких, так что соблюдать там пионэрское расстояние - ну, скажем, весьма проблематично. Правда, в одной сефардской молельне приняли специальные меры против излишнего скучивания, практически по принципу "Слава царской дочери внутри", только наоборот. : мужики молились внутри с кондиционером, а бабы - снаружи, под открытым небом.

Вечером, как обычно, по улицам дефилировала достаточно многочисленная толпа, на глаз - преимущественно сефардская, но не только: были в ней и эфипопы, и немного русскоязычных, и прочие. Маски были на всех, но примерно у половины - где угодно, кроме положенного места.

Полицейских машин было необычно много, но они ограничивались наблюдением, за исключением одной, оседлавшей автобусную трассу и останавливавшей немногочисленные проезжающие машины, почти исключительно арабские. Впрочем, в итоге пропускали, кажется, всех.

А вы что видели?
  • Current Music
    Дочь полка (Паваротти, Свазерленд)
o_aronius

Календарной. Судный день в петербургской синагоге



Во-первых, вы нас простите, если что, мы ж, если что простим вам тоже.

А во-вторых, в качестве датского материала опубликовали Опубликовали отрывок из мемуаров Осипа Дымова, который для удобства читателей копируем сюда. (С традиционной просьбой кликнуть на линк, для проекта это важно.
Достоверность всех фактов - на совести Дымова, но, в любом случае, se non è vero, è ben trovato.

Петербургская синагога находилась на Малой мастерской улице, неподалеку от Мариинской оперы. Почему именно там нужно было строить синагогу, я не знаю. Может быть, это был квартал, где жили одни евреи или большинство евреев? Однако такого квартала в Петербурге вообще не было. Евреи жили разбросанно по всему городу и не группировались в центре. Синагога же находилась в таком месте, что пешком добраться до нее было непросто, а ехать на извозчике, если речь шла о субботе или религиозном празднике, нельзя. Что же тогда делать? Всё-таки ехали, но останавливали повозку или карету за квартал от синагоги и приходили к молитве Кол-нидрей пешим ходом. Раз идут просить у Бога прощения, то пусть уж простит разом и сегодняшнюю поездку. Это проходило: никто от этого не умер…Collapse )

В это время зазвучал голос кантора Квартина: «Кол-нидрей…».
И в синагоге, величественной синагоге, где собрались евреи и христиане, бывшие наполовину евреями, и евреи, являвшиеся христианами, наступила полная тишина. «Кол-нидрей…», — звучало под сводами, так же, как и в прошлом году, как десять и пятьдесят лет назад, как когда-то в Испании — сквозь огонь, металл и кровь: «Кол-нидрей…». Это был Судный день: христиане и полухристиане бежали в синагогу, «напуганные» великим праздником, который обладал мистической силой.

  • Current Music
    Эрнани (Претти, Стоянов, Тагливиани, Буратто)
o_aronius

Juden против Маркса



Берлинское казачество, кажется, окончательно вошло во вкус cancel-cultur'ы. Не успели отгреметь баталии против Михаила Глинки, которого бдительные товарищи обличили в антЫсЫмЫтЫзЬме, как появились новые цели и задачи:

Издание Jüdische Rundschau опубликовало открытое письмо в адрес берлинской транспортной компании bvg с требованием переименовать станцию метро Karl-Marx-Strasse. "К сожалению, один из ваших вокзалов назван в честь одного из самых мерзких расистов, антисемитов и человеконенавистников", - говорится в документе. Авторы письма указывают на то, что евреям, живущим в Берлине, невыносимо видеть имя Карла Маркса в контексте городского образа. Пруф.

Аз, многогрешный, разумеется, знаю, за что в данном случае обиделись кисы, и даже читал соответствующую статью - пожалуй, единственное, что я читал у Маркса, если не считать обязательного по школьной программе "Манифеста". (Кстати, позволю задать вопрос: кто из моих читателей так же читал эту статью? Или вообще Маркса и Энгельса).): Collapse )

Однако знаю историю вопроса, это все равно невероятно смешно.

o_aronius

Я русский бы выучил только за то. Мемуар на злобу дня



Много лет назад аз, многогрешный, и kma_shunra подрядились перевести некую книжку для одного хорошего (без иронии) хасида. Подписывая с нами договор, он немного помялся, и, наконец, сказал kma_shunra'е :
- Понимаете, у нас не принято указывать на обложке женские имена. Поэтому там будет только ваша фамилия, без имени.

Пришлось объяснить заказчику, что этот номер не пройдет, поскольку в русском языке не всегда, но часто есть родовые окончания, и здесь как раз тот самый случай, так что и без имени все будет понятно. Заказчик на секунду задумался, и решил, что пусть тогда будет и имя, тем более что русские этих тонкостей кошерного книжного дела все равно не поймут и не оценят.

А вспомнилось мне это в связи со следующей новостью: Collapse )

P. S. Ну и еще на русском языке. Читаю сейчас биографию Хаима Бренера. Университетское издание, автор - профессор Тель-Авивского университета. И книжка вполне добротная. Но вот доходит дело до романа Бреннера "Вокруг точки", и его героини - молодой девушки, которую зовут Хава Блумина или, по-русски, Ева Исааковна. И уважаемый автор начинает раз за разом называть юную студентку - Исаковной!

Isakovna displays warmth toward Abramson...Isakovna is depicted as a charming, pure-hearted young Jewish girl...For her part, Isakovna does not understand why he does not write in Russian, the language of the masses...It is a dialogue between the deaf and the mute, for Isakovna does not read Hebrew.

Понятно, что русские отчества иноземцам не давались со времен Васильевича. Но ешкин же кот, неужели так трудно было найти русскоязычного коллегу, чтобы проконсультироваться насчет ономастики!
Хотя другому герою романа, Давидовскому, повезло еще меньше. Поскольку, по мнению профессора, "Davidovsky - Russian version of David".
o_aronius

Особенности патриотической духовности, или как поставить Русский мир на должную высоту



15 сентября 2020 года в издании с характерным названием "Военно-промышленный курьер" появилась статья Духовность – категория экономическая. В которой, среди прочего, утверждается:

Следует признать, что существующие исторические мифы явно принижают роль русского народа в истории человечества. Чего стоит только нелепая варяжская теория происхождения русской государственности, сочиненная немецкими псевдоисториками, не знавшими даже русского языка.

Совершенно очевидно, что целью этой идеологической диверсии XVIII века было создание комплекса неполноценности и западного превосходства в русском общественном сознании. Она дополнялась кампанией по тотальному уничтожению древнерусских летописей и памятников культуры, которое было завершено сожжением Москвы в 1812 году. В последующем с подачи уже французских псевдоисториков был запущен абсурдный по своему названию миф о татаро-монгольском иге, сочиненный в конце того же XVIII века польским иезуитом. Смысл этой идеологической диверсии, подхваченной советской историографией, заключался в создании рабского образа русского народа, привыкшего к угнетению и деспотии, от которых его якобы освободили большевики.

С такой исторической мифологией трудно претендовать на идейное лидерство в мире, которое тем не менее Россия демонстрировала в течение двух последних столетий. Необходимы скорейшее развенчание этих мифов и их искоренение из общественного сознания, которое должно чувствовать гордость за славное прошлое. В этом может помочь научный подход, основанный на математическом анализе исторических фактов, событий, текстов. Этот анализ, проведенный выдающимся российским математиком А. Фоменко, опроверг укоренившуюся в общественном сознании мифологию средних веков и Древнего мира, позволил ему обосновать новую хронологию (Г. Носовский, А. Фоменко. «Империя. Русь, Турция, Китай, Европа, Египет. Новая математическая хронология древности». М., издательство «Факториал», 1999, 752 стр.).

Проведенная им и Носовским реконструкция этих исторических эпох показала центральную роль России как наследницы Византийской империи в обустройстве мира и развитии человеческой цивилизации в XIV–XVI веках. Согласно полученным ими результатам не монгольские кочевники, а Русско-Ордынская империя контролировала Евразию того времени. И конечно же, не дикие скандинавские викинги, а союз с Византийской империей и Царьградом стали истоками русской государственности.

История имеет свою логику, которая исключает завоевание высокоразвитых государств полудикими племенами. Менее развитое общество не может поглотить более развитое. Наоборот, более развитая социальная организация, обладающая передовыми технологиями, всегда захватывает и подчиняет себе менее развитую. Верить в варяжскую теорию или татаро-монгольское иго – это все равно, что надеяться на победу индейцев в борьбе с конкистадорами и колониями европейских государств. Проведенная Фоменко и Носовским реконструкция истории средних веков, которые в свою очередь опирались на исследования Морозова и Ньютона, ставит Русский мир на подобающую ему высоту центра мировой цивилизации в эпоху традиционного общества. Западноевропейские государства не могли дать Русскому миру никаких достижений цивилизации, поскольку появились только вследствие распада Русско-Ордынской империи. Они выросли на ее обломках и использовании созданной ею социально-экономической инфраструктуры.


Понятно, что в интернете такого добра афедроном ешь. Но есть нюанс: ее автором является Collapse )
  • Current Music
    Тоска (Каррерас, Рикарелли, Раймонди)
o_aronius

С рабочего стола: как правильно фальсивицировать историю



Опубликовали небольшую заметку о том, как восточно-европейские караимы (в отличие от египетских) разошлись с евреями, и, в частности, о двух знаменитых фальсификаторах, сыгравших в этом огромную роль.
Как обычно, копирую самое интересное здесь, с неизменной просьбой кликнуть на линк,

Углубление раскола в значительной степени было связано с деятельностью выдающегося караимского интеллектуала Авраама Фирковича (1787-1874). Хотя Фиркович никогда не отрицал, что караимы являются частью «Израиля», он деятельно занимался переписыванием истории общины, в том числе с помощью многочисленных фальшивок.Collapse )

Как уже было сказано, Фиркович, умерший в 1874 году, продолжал считать караимов евреями. Однако в следующем поколении караимских интеллектуалов появляются иные тенденции – к «деиудеизации» прошлого своей общины. Лидером этого направления стал Серая (Сергей Маркович) Шапшал (1873-1961). Collapse )

Еще в 1914 году Шапшал заявил о том, что переяславский казачий полковник и наказной гетман Ильяш Караимович, якобы, был караимом. А в 1958 гду он опубликовал в журнале «Вопросы истории», в которой сообщает о найденной им рукописной записи внутри древнего караимского молитвенника, подтверждающей караимское происхождение Ильяша Караимовича. Эта гипотеза стала общепринятой, и даже вошла в советскую ЖЗЛ-ку про Богдана Хмельницкого. Однако 2009 году специалист по крымской иудаике Михаил Кизилов исследовал архивы Шапшала, и не нашел оригинал документа. Вместо этого он обнаружил в черновиках Шапшала несколько версий текста, не подтверждаемого никакими более ранними источниками, не оставляющих никаких сомнений относительно его происхождения.

В Советском Союзе караимы стали «национальностью». Они не учили иврит, в большинстве своем забыли свой язык и не практиковали обрезание. О своем еврействе советские караимы не заявили даже в 70-е годы, когда это была практически единственная возможность уехать из СССР.
o_aronius

На злобу дня. Дранг нах Умань



Поскольку, по работе, в свое время через мои руки прошло некоторое количество брацлавских текстов, классических и современных, позволю себе высказать некоторые соображение, чем было вызвано недавнее хасидское стояние на нейтральной полосе, слава Богу, благополучно закончившееся.

Прежде всего, сектанты в данном случае руководствовались следующими религиозными соображениями.

1. Паломничество в Умань считается в брацлавском хасидизме религиозным величайшим религиозным актом. При этом подчеркивается, что ехать на могилу ребе нужно, невзирая на любые трудности и преграды, включая прямой запрет самого р. Нахмана.

2. Согласно брацлавской теологии, любое доброе и правильное дело вызывает сопротивление сил скверны. Поэтому сам факт наличия трудностей и препятствий рассматривается как свидетельство, что человек все делает правильно.

3. Брацлавская теология придает огромное значение силе воли. Как пишет современный автор (еще в советское время нелегально пробравшийся в Умань), "еврейское слово «воля» (рацон) состоит из тех же букв, что и слово цинор (трубка, канал). Отсюда мы учим, что если человек заставит свою волю «течь» в определенном направлении, подобно тому, как вода течет по трубам, он может удостоиться небесного благословения и достичь практически всего, чего пожелает".

Впрочем, дело, разумеется, не только в богословии. Collapse )
  • Current Music
    Царская невеста (Марков, Трофимов, Бородина)
o_aronius

Календарное. С новым еврейским годом, с новым еврейским счастьем

Буду краток и традиционен.



Музыкальное сопровождение предполагалось другое. Но тут рубрика "Календарное" сменилась рубрикой "На злобу дня": появилось сообщение, что у Абдразакова и Нетребко коронавирус, причем последняя госпитализирована. Так что мы желаем обоим скорейшего выздоровления и возвращения в строй (безотносительно нашего мнения об определенных политических взглядах), и помещаем соответствующий ролик:



Если у кого возникнет желание поделиться любимыми записями упомянутых певцов, это можно и нужно сделать в комментах.
o_aronius

На злобу дня. Как губернатор эпидемию победил



Об актуальных событиях аз, многогрешный, писать не люблю. А вот об исторических - завсегда пожалуйста. А ежели возникнут какие-то ассоциации или увидятся совпадения, то тут уж каждый волен.

Человек на портрете - генерал-майор Николай Михайлович Баранов, в 1892 году - губернатор в Нижнем Новгороде, где в тот год вспыхнула холера. Соответственно, перед губернатором стояло две задачи: во-первых, минимизировать последствия эпидемии, а во-вторых, не допустить холерных бунтов и погромов, которыми эпидемия сопровождалась в других волжских городах.

Чтобы жизнь губернатору совсем уж медом не показалась - в разгар эпидемии в Нижнем открылась знаменитая ярмарка, которую никто не отменил. Причем Ярмарочный водопровод брал воду из Оки на несколько саженей по течению ниже стока ярмарочных нечистот. Нечистоты всей ярмарки сливались по магистрали в реку, а в нескольких саженях, на том же берегу, водопровод брал питьевую воду для всей ярмарки. (Здесь и далее цитаты из очерка Дорошевича).

К счастью для нижегородцев и гостей ярмарки, Баранов действовал решительно и энергигно. Collapse )

Что же касается недопущения беспорядков, погромов и паники, то здесь позволю себе процитировать Короленко, который, в отличие от Дорошевича, приводит подлинные документы, а не пересказывает их: Collapse )

Стоит отметить, что, помимо губернатора, борьбу с холерой пытались организовать и другие, прежде всего городская дума. Однако в силу своего положения большую часть их идей Баранов мог просто принимать к сведению: Collapse )

В тех же случаях, когда принимаемые меры нужно было согласовывать, получалось так: Collapse )
o_aronius

Когда был Нахман маленький, или Брацлав, который мы потеряли



Чтобы закончить на этот еврейский год тему брацлавских хасидов - удивительно прекрасное, найденное знакомыми.

Прямо под Рош-а-Шана, в куче книг, оставшихся от прошлых хозяев квартиры нашел книжку про маленького раби Нахмана. Такст я прочитать пока не осилил, а картинки меня порадовали. Интересно, как художник представлял себе украинскую деревню конца 18 века.
Детская комната с кучами игрушек, мама на кухне с двойной раковиной, детская площадка во дворе.


Добавлю от себя - так же машинки и паровозики. Братья Черепановы, говорите! Шалишь, брат: железную дорогу придумали хасиды!

Collapse )

Ну а для тех, кому посерьезнее - кусок уникальных мемуаров, которые, с божьей помощью, должны выйти осенью.

Гедалия Флиер – американский еврей, который в 1963 году сумел пробраться в Умань и побывать на могиле рабби Нахмана. (Умань была закрытым городом, и иностранцев туда не пускали).
В 1965 году Флиер снова тайно приехал в Умань, чтобы провести там Рош га-Шана вместе с немногочисленными советскими брацлавцами и их неформальным лидером Михлом Дорфманом. Чтобы собравшиеся не догадались, что он иностранец, Флиер не разговаривал в течение всего праздника.