o_aronius

Currend reading. Луи Гинцберг о реформистах



Несколько отрывков из читаемой сейчас книги о выдающемся еврейском ученом Луи Гинцберге, обладавшем, помимо прочих достоинств, неплохим чувством юмора и весьма злым языком.

Хотя Гинцберг связал свою судьбу не с ортодоксальным иудаизмом, до конца своих дней он оставался человеком традиционным и благочестивым. Поэтому, поддерживая деловые и даже хорошие личные отношения со многими раввинами-реформистами - не испытывал никаких иллюзий и не скрывал своего мнения об их религии.

Вот несколько соответствующих анекдотов: Collapse )

Ну и для равновесия - еще один анекдот, на сей раз, наоборот, о гипер-традиционалистах. Судя по тому, что аз, многогрешный, слышал об израильских тюрьмах и их насельниках - достаточно жизненный:

My father had become acquainted with Dr. Davidson some time earlier when he was serving as Chaplain at Sing Sing and had sponsored his appointment. On one occasion my father visited Davidson at the prison. It was shortly after the High Holidays. Davidson took him through a block of cells so that he could talk with the prisoners. One complained bitterly to my father about Dr. Davidson’s having omitted certain prayers during ser­ vices on the Day of Atonement. My father reported this conversation to Davidson, who told him that this particular prisoner had been committed to life imprisonment for the brutal murder of his wife.
  • Current Music
    Борис Годунов (Путилин, Охотников, Кузнецов)
o_aronius

Current reading. Холерные свадьбы



Как многие узнали благодаря нынешней эпидемии, одной из еврейских анти-эпидемических практик являются т.н. холерные свадьбы (ака черная хупа), когда на на городском кладбище община устраивала свадьбу двух маргиналов, имевших мало шансов создать семью: сирот, инвалидов, нищих… (В идеале жених и невеста обладали сразу несколькими «достоинствами»). Этот обычай возник в середине XIX века, по инициативе «мирян», прежде всего благочестивых женщин. Первое время некоторые раввины пытались бороться с подобными свадьбами, но потом махнули рукой и даже начали находить этому оправдание и обоснование.

САмое известное описание холерной свадьбы мы находим у классика идишской литературы Менделе Мойхер-Сфорима:

Глупская община в большом смятении хватала несчастных, калек, убогих, нищих и на кладбище среди могил венчала их с первыми попавшимися девицами, чтобы таким образом унять эпидемию. В первый раз община женила знаменитого безногого Ионтла, который передвигается на сиденье при помощи двух деревянных колодок. Его обвенчали с известной нищенкой, той, у которой зубы как копыта и нет нижней губы. Холера, конечно, испугалась этой молодой четы и после того, как с перепугу побила в Глупске множество людей, схватила ноги на плечи и поспешила убраться… Во второй раз выбор пал на Нохумцю, глупского юродивого, известного дурачка. Дурачок этот на кладбище при всем честном народе покрыл голову девице, у которой голова с самого детства была, с позволения сказать, покрыта «венцом»[9] и о которой в городе говорили, что она гермафродит. Народ, говорят, на этой свадьбе здорово повеселился, люди приятно провели время и на радостях выпили среди могил уйму водки. «Ладно, — говорили они, — ничего! Пусть плодятся дети Израиля холере назло, пусть множатся, пусть и нищие поживут в свое удовольствие…» Но не в этом суть!

Однако насмешки Менделе и других просвещенцев пропали втуне. Холерные свадьбы устраивали и в начале ХХ века - например, в Иерусалиме (на фото). Причем не только против холеры, но и против других эпидемий.

Все это вещи более-менее известные. Однако благодаря дочитанной на днях книге аз, многогрешный, узнал... Впрочем, дадим слово автору: Collapse )
  • Current Music
    Макбет (Альварес, Гулегина)
o_aronius

Календарное с рабочего стола. Альтернативный Йом Кипур в Вильно



В своей очешуительной книге (которую по-прежнему можно заказать здесь, здесь или здесь) аз, многогрешный, среди прочего, писал, как еврейкие вольнодумцы, анархисты и социалисты устраивали альтернативные празднования Судного дня. И вот недавно мы перевели отрывок из уникальных воспоминаний Люси Давидович, американской идишистки, которая в 1938-39 училась в аспирантуре в Вильно, и застала последний год "литовского Иерусалима".

Приводим здесь ее свидетельство, как проводили Йом Кипур виленские бундовцы: Collapse )
  • Current Music
    Аида (Дель Монако, Миланова, Лондон)
o_aronius

Цадики против Наполеона



Много лет назад аз, многогрешный, писал о том, как, по одной из кошерных версий, Наполеон в 1812 году был побежден тапочками Альтер Ребе. Однако, читая в праздники найденный на книжном развале сборник документов, с интересом узнал, что, оказывается, среди хасидских наставников были и другие претенденты на победу над двенадесятью языками - действовавшие не менее эффективными методами

Рабби Нафтали из Ропшица не хотел, чтобы победил Наполеон, и поехал к Провидцу из Люблина, чтобы узнать, что нужно сделать, чтобы Наполеон потерпел поражение. Провидец отказался ему помочь, заявив, что больше не является противником Наполеона. Тогда рабби из Ропшица поехал в Кожниц, приехав туда в субботу, когда читают недельную главу "Итро". Рабби Исраэль из Кожница был в это время в микве, и рабби из Ропшица улегся прямо на его постель/ Когда Кожницкий ребе вернулся из миквы и захотел лечь на свою кровать, Ропшицкий ребе де давал ему это сделать, пока Кожницкий ребе не пообещал помолиться против Наполеона. Накануне святой субботы Кожницкий ребе произнес молитву: "Говорят, что французы отступают из Москвы к Березине. Молим Тебя, чтобы они были уничтожены раз и навсегда!">

В принципе, эта история, пожалуй, не привлекла бы моего вниманиея - если бы не отрывки, выделенные болдом. Ибо: Collapse )
  • Current Music
    Любовный напиток (Гедда, Френи, Серени)
o_aronius

Календарное. Грозные дни в СССР



Во-первых, как полагается, всех с новым еврейским годом и новым еврейским счастьем.

А во-вторых, по традиции, тиснули к праздникам ненольшую статейку. Целиком про все осенние праздники по-ссылке, здесь же - отрывок про Грозные дни. Для ненадолго отвлечься от готовки и вообще.

***

«Многие евреи, которые целый год не заглядывают в синагогу, устремляются в Йом Кипур в синагогу» – писал американский еврейский писатель Герман Вук. Это было справедливо и для советских евреев. Даже перейдя на некошерное питание и согласившись работать по субботам, многие из них все равно хотели провести Грозные дни (дни, начинающиеся Рош ѓа-Шана и заканчивающиеся Йом Кипуром, называются Грозные дни), «как подобает еврею».

Хотя Йом Кипур был обычным рабочим днем, некоторые евреи Collapse )
o_aronius

Возвращаясь к напечатанному. Житие мое




Несколько дней назад аз, многогрешный, писал о том, как Гарант усомнился в общепринятой версии гибели митрополита Филиппа (от руки Малюты Скуратова), поскольку, де, есть и другие версии. Среди прочего, я тогда писал, что интересно было бы услышать, что об этом думает начальник транспортного цеха священоначалие и/или его представители.

Неции, помнится, тогда писали, что побоятся и промолчат. И оказались решительно непг'авы!

Житие святителя Филиппа, митрополита Московского, можно отредактировать, если версия о том, что он не был убит Малютой Скуратовым, подтвердится, заявил РИА Новости член синодальной комиссии по канонизации святых и межсоборного присутствия Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин.
Ранее президент России Владимир Путин рассказал о версии гибели митрополита Филиппа, прославленного РПЦ в лике святых, не связанной с его убийством Малютой Скуратовым в XVI веке...Если окажется необходимым или возможным менять богослужебный текст в связи с какими-то новыми обстоятельствами, это уже будет предметом для принятия официального решения", - сказал Цыпин.
ИСТОЧНИК.

Интрересно, кстати, известен ли хоть один случай не деканонизации, но именно изменения жития "в связи с открывшимися обстоятельствами"? hgr.

Ну, и, разумеется, вызывает антирес и такой еще разрез: каким образом уважаемый иерoпрофессор собирается "подтверждать" невиновность Малюты? Впрочем, я, кажется, начинаю догадываться.

UPDATE. Блин поминальный, но ведь нарочно же не придумаешь!

Владисла́в Алекса́ндрович Цы́пин (род. 22 января 1947, деревня Чуевка, Тамбовская область) — священнослужитель Русской православной церкви (митрофорный протоиерей), историк церкви, канонист, профессор Московской духовной академии....С 1968 по 1969 год — младший научный сотрудник Научно-исследовательского института резиновых и латексных изделий.
  • Current Music
    Турандот (Каррерас, Мартон, Ричарелли)
o_aronius

Current reading: петлюровцы и погромы



"Третья рота", беллитризированные мемуары советского украинского поэта Владимира Сосюры (мне, наконец, удалось их найти в русском переводе и удобном формате), интересны, по меньшей мере, в трех отношениях.

Во-первых, до того, как стать советским поэтом и коммунистом, Сосюра почти два года... провоевал у Петлюры. И, соответственно, гражданскую войну описывает, преимущественно, глазами петлюровцев - для советской мемуаристики случай, полагаю, едва ли не уникальный.

Во-вторых, по советским меркам текст Сосюры Collapse )

И, наконец, в-третьих - в книге есть два упоминания о еврейских погромов. Первое довольно стандартное: Сосюра был (как минимум) очевидцем страшного погрома в Проскурове. А вот второе - относящееся ко времени, когда автор учился в юнкерском ("юнакском") училище, призванном готовить новую элиту украинской армии - ИМХО, заслуживает того, чтобы его процитировать: Collapse )

Ну и в качестве вишенки на торте: как вы думаете, какой язык у украинского поэта Сосюры был родным? И на каком языке он начал писать стихи.
Про происхождение даже не спрашиваю - там полный интернационал, до евреев включительно: Collapse )
  • Current Music
    Набукко (Манугуэра, Гяуров, Скотто, Образцова)
o_aronius

Гарант против православия



В то время, как господин министр лег на анбразуру за товарища Сталина, его непосредственный начальник решил копнуть глубже. И вступился за честь и достоинство Григорий Лукьяновича Скуратова-Бельского, более известного как Малюта:

Путин усомнился в убийстве митрополита Филиппа Малютой Скуратовым

О митрополите и версиях его смерти президент и глава региона заговорили, когда Руденя рассказал о предложении переместить речной вокзал в Твери, возведенный на месте древнего Отроч монастыря, который снесли при советской власти.
«Он сделан на части того места, где была церковь. Это та церковь, где Малюта Скуратов задушил патриарха Филиппа», — заявил губернатор. В ответ Путин заметил, что «это только одна из версий» убийства.


В этой истории прелестно не только то, что по поводу данной "версии" среди историков существует практически полный консенсус. ("Версия об убийстве митрополита Филиппа Малютой Скуратовым является традиционной в историографии, её разделяют как историки XIX века: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв, Н. И. Костомаров, так и XX века: Г. П. Федотов, Р. Г. Скрынников, а также богословы и церковные историки такие, как митрополит Макарий (Булгаков), А. В. Карташёв).

Но прежде всего - что болярина Григория, в данном случае, оклеветали не только заезжие опричники, но прежде всего - свои же исконные, посконные и домотканные. А точнее - авторы официального жития Филиппа Колычева, причисленного православной церковью к лику святых.

Тот же человек, каменное сердце имеющий, — Малюта — закрыл подушкой преподобного уста, обличающие безумства. И так предал он душу свою в руки Божии, увенчавшись венцом мученика, в год восемь тысяч семьдесят восьмой <1569> месяца декабря в 23-й день, жизнь закончил и подвиг свершил.
Неблагодарный же тот человек, Малюта Скуратов, сделал задуманное им, и тотчас вышел из кельи, и с коварством стал говорить настоятелю обители той и приставленным к Филиппу, что «по вашей небрежности умер митрополит Филипп от чрезвычайной духоты в келье». Они, охваченные страхом, ничего не смогли ответить.
Малюта же приказал вырыть в своем присутствии глубокую яму, и погребли многострадальное тело блаженного Филиппа-митрополита за алтарем большой церкви Пресвятой Троицы, и вернулся туда, откуда пришел.


Известный подсвечник, демонстративно соблюдающий посты, и при этом отвергающий церковную традицию (видимо, ради каких-то высших государственно-идеологических антиресов) - зрелище, на наш взгляд, в высшей степени соблазнительного.

Хотя теперь, ИМХО, интереснее всего будет услышать начальника транспортного цеха тверского архиерея. Или даже его непосредственного начальника.
o_aronius

Возвращаясь к напечатанному: еврейские гостиницы и их особенности



Как знают все, кто ее прочел, в замечательной книге аз, многогрешный, среди прочего, цитировал Кельсиева, поведавшего, какие особые услуги предоставляли в середине XIX века еврейские гостиницы австрийской Галиции:


Спрашивает меня мой кельнер, чего мне угодно. Есть я не хочу, потому что устал, кофею только что на станций напился, в покупках не нуждаюсь; “etwas hubsches wunchen sie”? (хорошенького хотите?) – Чего такого? недоумеваю я.
– Ganz ordentiches... (очень порядочное), внушает мне мой еврей.
– Да что такое? Я не понимаю!
– Fir unterhaltung! (позабавиться), поясняет он. Меня, наконец, озаряет: я понимаю, чем он потчует и какого рода услуги мне предлагает.


Так вот, в эти выходные аз, многогрешный узнал, что в это же время происходило в аналогичных заведениях по другую сторону границы.
(Автора, по традиции, всем желающим предлагается угадать без помощи Гугля) Collapse )

В общем, в нашей книге вся правда написана. Поэтому всем, кто ее еще не купил, настоятельно рекомендуем это сделать: либо по ссылке, либо (для израильтян) - лично у автора в обмен на 70 шекелей.
o_aronius

Венский отчет



Время сейчас такое, что самое интересное в отчете о поездке к месту пребывания отношения не имеет. Тем более, что нынешняя поездка получилась адреналинистая: за 5 минут до выхода из дома от знакомой, с которой мы плотно общались за пару дней до, пришла эсемеска: "У меня положительный тест".
Поскольку задушила жаба домашний тест, сделанный на колене по дороге к вокзалу, показал, что я не бурундук, поездку мы решили не отменять. Однако в Вене, пока не пришли результаты тамошнего теста, малейший кашель сопровождался панической атакой.

По приезде в аэропорт выяснилось, что кому война пандемию, а кому небольшой гешефт.На стойке регистрации сотрудница аэропорту отказывалась регистрировать всех, у кого не было специальной маски, которой, естественно, не было ни у кого. Купить ее можно было тут же, за углом, за 20 шекелей штука. Стоит ли объяснять, что этой маски в Австрии не требовал никто и нигде.

Накануне полета авиакомпания (Райнэйр) прислала грозное письмо, что весь полет нужно будет сидеть на месте, и даже в сортир пускать не будут. Поскольку лететь было больше трех часов, мы несколько напряглись. Но, к счастью, зря: туалеты работали, как обычно, и даже меняться местами никому не мешали.

У а дальше мы, наконец, попали в Вену, где все было прекрасно:

Воскресенье: заселение, катание с наследницей на колесе обозрения в Пратере.

Понедельник: дворец Шенбрунн, Зоопарк, вечером - купание в Дунае.
Вторник: сдача теста (ИСТЧО раз спасибо kirrr'у за помощь с регистрацией), Художественный музей, поход по венским церквям.
Среда. Пратер (для наследницы), Карлскирхе, собор св. Стефана, прощальное купание в Дунае.
Четверг: возвращаться - плохая примета. Особенно с учетом погоды. :(

И да, специально для тех, кто жалуется на логичность антиэпидемиологических мер в своей стране. По австрийским правилам в музеях и дворцах КОВИД не распространяется, и никаких справок ни у кого не требуют. Зато в зоопарк или парк атракционов НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ без бумажки не пускают. (Хотя и проверяют не слишком тщательно, так что мы с наследницей как-то прошли по одной.)

Пы. Сы. И да, для тех, кому по религиозно-национальным причинам нужно спецпитание - всячески рекомендуем бухарско-китайский ресторан Бахур Тов.
  • Current Music
    Риголетто (Флорес, Лучич, Дамрау)