о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

Current reading: Из жизни раввинов и праведников

Понемногу читаю книжку Моше Росмана Founder of Hasidism. A Quest for the Historical Ba'al Shem Tov, приобретенную, хе-хе, во время недели ивритской книги. До Бешта пока не дошел, кроме того факта, что Росман таки доказал, что это был реальный человек (сделав то, что нескольким поколениям еврейских историков почему-то не приходило в голову - обратившись к польским докумемтам тогдашнего Меджибожа, мирно лежавших в Кракове в архиве Чарторижских, владевших городом). Но затом нашел две чудные истории о раввинах-современниках основоположника хасидизма.

1. Раввин, хасид и резник

В 1722 году раввином местечка Липник был ученый и уважаемый муж рабби Пинхас Каценеленбоген. Его помощник (море дерех), отличавшийся аскетизмом и ригоризмом, все время нудел, что местный резник, дескать, недостаточно скрупулезно следует всем предписаниям, а потому дело кошерного убоя следует поручить ему. Раввину эта идея понравилась, но кагал (выборный орган общинного самоуправления) встал стеной, прекрасно понимая, что за благочестие нового резника придется платить, причем всем и немало.
Будучи наемным служащим кагала, раввин согласился, тем более, что старый резник, слывший знающим и благочестивым человеком, все обвинения отрицал. Однако через некоторое время, когда р. Каценеленбоген уже покинул Липник и стал раввином другого местечка, бывший помощник подал ему формальную жалобу против резника, обвинив его в намеренном нарушении какого-то правила. Резник все отрицал, свидетелей не было, по еврейскому закону, насколько я знаю, иск следовало отклонить. Но тут в дело неожиданно вмешалась мистика: р. Каценеленбогенu приснилось, что душа резника переселилась в тело собаки - в наказание за то, что он якобы кормил евреев некошерным мясом. Раввин рассказал об этом резнику - и тот все понял и добровольно оставил должность.

Специально для уважаемой zlata_gl: надеюсь, разговор о "печи Ахная" на этом можно считать законченным? :)

1. Как остаться раввином

Во времена Бешта раввином Меджибожа был рабби Герш Лейбович Аптекарь. Человек он был ученый и благочестивый, однако в 1744 году кагал почему-то не захотел возобновить с ним контракт. Раввину это почему-то не понравился, и он принял соответствующие меры. Прежде всего, он обратился к шляхтичу Валицкому, управлявшему владениями Чарторижских, с просьбой заставить общину передумать (что Валицкий, похоже, и сделал). Кроме-того, решив, что кашу маслом не испортить, он попросил написать рекомендательное письмо... а впрочем, пость это будет традиционное мини-ЧГК.
Итак, кто же рекомендовал рабби Аптекаря на пост меджибожского раввина? (Комменты не скринятся, правильный ответ уже есть).

3. Запощеванец и Дон Кихот

О "праведниках" у Росмана процитированы два чудесных отрывка автобиграфии Соломона Маймона - очень хорошо показывающие, изысканные формы принимало еврейское благочестие во времена Бешта, и почему хасидизм, при всех его гитиках, оказался гораздо более здоровой формой мистического благочестия, чем то, что практиковалось в этих местах до него.

A Jewish scholar, at that time well known on account ofhis piety, Simon of Lubtsch, had undergone the severestexercises of penance. He had already carried out theTshubath Hakana the penance of Kana which consists in fasting daily for six years, and avoiding for supper anything that comes from a living being (flesh, milk,honey, etc.). He had also practised Golath, that is, acontinuous wandering, in which the penitent is notallowed to remain two days in the same place ; and, inaddition, he had worn a hair-shirt next his skin. Buthe felt that he would not be doing enough for the satisfaction of his conscience unless he further observed the Tshubath Hamishkal the penance of weighing which requires a particular form of penance proportioned to every sin. But as he found by calculation, that the number of his sins was too great to be atoned in this way, he took it into his head to starve himself to death... My father came several times, and repeated his urgent request, that Simon would take something ;but it was of no avail. My father had to attend to something in the house, whereupon Simon, to escape from his importunity, exerted all his strength, raised himself up, went out of the barn, and at last out of the village. When my father came back into the barnagain, and found the man no longer there, he ran after him, and found him lying dead not far from the village. The affair was generally made known among the Jews,and Simon became a saint.

Jossel of Klezk proposed nothing less than to hasten the advent of the Messiah. To this end he performed strict penance, fasted, rolled himself in snow, undertook night-watches and similar severities. By all sorts of such operations he believed that he was able to accomplish the overthrow of a legion of evil spirits, who kept guard on the Messiah, and threw obstacles in the way of his coming.* To these exercises he added at last many Cabbalistic fooleries fumigations, conjurations, and similar practices till at length he lost his wits on the subject, believed that he really saw spirits with his eyes open, calling each of them by name. He would then beat about him, smash windows and stoves under theidea that these were his foes, the evil spirits, somewhatafter the manner of his forerunner Don Quixote. At lasthe lay down in complete exhaustion, from which he was with great difficulty restored, by the physician of Prince Radzivil.

P. S. Ну и чисто технический вопрос. Когда автор (американский религиозный еврей, живущий в Израиле; владеет польским), говоря о России XVIII века, упорно пишет Muscovites - в этом может быть какой-то сокровенный, неведомый мне смысл?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments