о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

  • Music:

С рабочего стола: из жизни евреев "Украины-Руси"

1. Как некоторые, возможно, помнят, сколько-то лет назад аз, многогрешный, написал статью Идоша на жиды и разграбиша я», о первом (и единственном) еврейском погроме в истории Киевской Руси 1114 года. Среди прочего, там обсуждалось следующее сообщение Василия Татищева:

Когда же князи съехались на совет у Выдобыча, после долгих рассуждений уставили закон таков: «Ныне из всей Русской земли всех жидов со всем их имением выслать и впредь не впускать; а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать». И послали по всем градам о том грамоты, по которым везде их немедленно выслали, но многих по городам и на путях своевольные побили и разграбили. С сего времени жидов в Руси нет, и если кто из них приезжает, народ их грабит и убивает.

Аз, многогрешный, в той статье пришел к выводу пришел к выводу (с которым согласны и более маститые люди), что это сообщение ни на чем не основано. И вот недавно, просматривая одну книжку, узнал о существовании еще одного (косвенного) подтвержения этого вывода:

Кто был сотрудником Ильи? Из белгородских епископов, упоминающихся хронологически близко ко времени деятельности Ильи (1165-1186), – епископ Максим[346]. Этому Максиму С. И. Смирнов приписывает опубликованный им епитимийник, начинающийся обращением: «Максим рече"
В статьях епитимийника епископа Максима, рассматривающих взаимоотношения с иноверующими, мы находим упоминание о евреях (ст. 17, 27). В этом факте ясно отразились условия деятельности духовенства Киевского княжества, постоянно сталкивавшегося с евреями-ростовщиками и торговцами[352]. Епископ Максим, говоря о взаимоотношениях с евреями-торговцами, разрешал покупать у них перец, рыбу, овец или других животных и запрещал покупку хлеба и мёд.


Любители параллелей могут отметить, что этот закон полностью зеркалит еврейские запреты "нееврейского вина" и "нееврейского хлеба". ЧТо явно приглашает исследовать вопрос о параллелизме соответствующих запретах в каноническом и иудейском праве. Впрочем, возможно, что такие работы уже есть.

2. Традиционный мини-свояк. Читая нижеприведенный отрывок - как, по-вашему, о каком времени идет речь и кто кого бьет?

В Пурим, после чтения свитка Эстер, несколько хулиганов ворвались в синагоги в Умани и начали бить стекла и выламывать двери. Кроме того, они унесли лампы и подсвечники...
В субботу после Песаха (25 апреля) несколько парней вломились, выломав дверь, в дом учения.
в Терновице одного избили так, что он так и не поправился и до конца жизни страдал падучей. Другого связали и таскали по улицам...Ицхака сына Авраама из Тульчина били... Мордехая избили и приволокли на рыночную площадь...


Update. В комментах есть правильный ответ, так что - не заходя-с. :)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments