Когда началось восстание гайдамаков, тысячи евреев из всех окрестных сел и местечек устремились в Умань в поисках защиты. Когда гайдамаки приблизились к городским воротам, местный правитель впустил их в город – с условием, что они не тронут христиан, а с евреями смогут поступить, как им заблагорассудится. Гайдамаки вошли в Умань, принесли крест и предложили евреям выбор: крещение или смерть. Все, без исключения, выбрали смерть. В течение трех дней было убито больше восьми тысяч евреев. Их жертвенный порыв стал величайшим освящением Имени. Всего гайдамакские восстание 1734, 1750 и 1768 гг. унесли жизни более двадцати тысяч украинских евреев.
Судя по упоминанию измены правителя, первоисточник в данном случае вычисляется довольно легко. Это анонимное еврейское сообщение, перевод которого был в свое время опубликован в журнале "Киевская старина". (В чтении оригинала автора, разумеется, никто не подозревает, он очевидно воспользовался каким-то пересказом).
Упомянутый источник вполне подтверждает процитированное выше. Однако сообщает одну деталь, совершенно ускользнувшего от нашего автора (или автора текста, откуда он почерпнык все эти сведения):
Со времени основания Польши не было еще такого несчастья, причинявшего такую мучительную смерть стольким полякам и евреям. Прежде всего они стали резать евреев, и никому не давали пощады...По вступлении в город Гонта велел вогнать в костел всех магнатов, должностных лиц и комиссара. Вокруг костела поставили многочисленную стражу оберегать все входы и выходы. Гонта приказал зорко следить за тем, чтобы никто не мог ускользнуть. Некоторые из магнатов обратились к стоявшему среди них комиссару с едкой насмешкой: «Ты, ведь, доброжелатель наш и с Гонтой очень дружен; посоветуй же, как нам избегнуть теперь неминучей смерти». Но комиссар растерянно молчал; сознавал он, что и его конец близок. Вошедши в костел, Гонта схватил побледневшего комиссара, набросил ему аркан на шею, и самым позорным образом вывел его из костела: Гонта нарушил данную клятву. Все магнаты были умерщвлены
Как говорится, найдите десять отличий.
Впрочем, и это еще не все. Обратим внимание на последнюю процитированную фразу: "унесли жизни более двадцати тысяч украинских евреев". Знакома ли нам эта цифра? Таки знакома: ее приводит в одном из своих трудов знаменитый еврейский историк Семен Дубнов:
Когда гайдамаки ворвались в город, то они "прежде всего бросились на евреев, метавшихся в ужасе по улицам: их зверски убивали, топтали копытами лошадей, сбрасывали с крыш высоких зданий; детей поднимали на концы пик, женщин мучили. Покончив с евреями, <гайдамаки принялись за поляков; многих они перерезали в костёле; губернатор и все прочие паны были убиты. Улицы города были усеяны трупами или изувеченными, недобитыми людьми. Около двадцати тысяч поляков и евреев погибло во время этой «уманской резни».
Никогда не думал, что возможна такая вещь, как массовый посмертный гиюр (обращение в иудаизм), да еще через столько лет после смерти (книжка выша уже в нашем веке). А вот, оказывается, и такое бывает.