The earliest mikva’ot date to the Hasmonean period, from around the beginning of the first century BCE.
Факт этот известен мне уже лет 10, если не больше. Однако в письменном виде встречаю его впервые. А между тем эта невинная фраза будет посильнее если не "Фауста" Гете, то уж точно Дарвина с Вельгаузеном. Один шапочно знакомый археолог, правоверный иудей, узнав об этом, чуть было не лишился веры. (В свое время аз, многогрешный, об этом писал, но не могу найти ту запись).
Ибо один из краеугольных камней ортодоксальной идеологии - что т.н. Устная Тора была получена одновременно с Письменной: Что касается заповедей в Письменной Торе и устных дополнений и пояснений к ним, то каждый верующий еврей знает: Моше получил их на горе Синай от Вс-вышнего. Обе части Торы, Письменная и Устная, переданы Творцом народу Израиля на горе Синай через нашего великого учителя Моше.
Однако для того, чтобы соблюдать, в соответствие с Устной Торой, законы ритуальной чистоты, миква, по крайней мере в Палестине, где практически нет естественных водоемов, является совершенно необходимым условием. И если до I века до н.э. микв не было, то, получается, до этого эти законы соблюдались как-то иначе.
Интересно, существует ли какая-либо ортодоксальная апологетика, разъясняющая эту сову? Или же все полагаются на то, что речь идет о малоизвестном факте, не вызывающим лишних вопросов и сомнений?