о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

Возвращение израильского Иисуса

Для тех, кто не в курсе - в Музеев Израиля сейчас проходит выставка Behold The Man: Jesus in Israeli Art. Судя по описаниям (в том числе уважаемого ben_tal'я), мне на этой выставке будет не интересно, и идти туда я не собираюсь.
Однако сегодня, в поисках материалов для одного из проектов, наткнулся на еще один репортаж об этой выставке. А в нем - на следующую фотографию:


Mark Antokolsky’s sculpture of Jesus opens the new exhibit about the complicated figure at the Israel Museum.

И ощутил неописуемую радость. Не потому, что так люблю Антокольского, а потому, что нашел ответ на вопрос, мучивший меня больше четверти века. Ибо об этой скульптуре аз, многогрешный, читал еще в союзе, причем даже не по-русски, а по-украински (sic!) - в пропагандисткой книжке некого Григория Плоткина Путешествие в Израиль, где, наряду с прочей пропагандой и агитацией, автор писал:

Хранитель местного археолого-художественного музея Александр Маркович Головчинер приглашает нас осмотреть редкие экспонаты, собранные им на протяжении нескольких десятилетий. Решаем обязательно воспользоватьсяэтим приглашением и на другой день в девять утра мы уже стучимся в дверь маленького особняка, в котором размещается хайфский музей.
Нам открывает стромно одетый высокий мужчина с немного печальными умными глазами.
– А мы вас уже ждем! – приветливо говорит он.
Это и есть Головчинер, человек, который всюсвою жизнь посвятил коллекционированию редких произведений искусства, ценных памятников древней культуры. Родился он в России и лет пятьдесят назад, окончив Строгановское училище прикладного искусства, выехал за границу.После долгих скитаний, в двадцатые годы, прибыл в Палестину.
Уже прощаясь, заходим в его кабинет. Трудно, конечно, назвать кабинетом крохотное помещение метра в три-четыре, где почти впритык друг к другу, как в мебельном магазине, стоят письменный стол, кресло, шкаф, тумбочка с телефоном и… белая статуя исключительно тонкой художественной отделки.
– Это моя гордость, – объясняет Александр Маркович, – «Иисус Христос перед расправой» – кафрский мрамор, статуя работы великого русского скульптора Марка Антокольского… Подлинник! Настоящий клад, привезенный мною из Европы.
Мы долго восхищаемся этим чудесным шедевром, в котором не чувствуется ни малейшего налета «божественности», характерной для иконописного искусства. Иисус изображен Антокольским живым человеком, полным воли, решимости и уверенности в своей правоте. Рукиего связаны, но дух не сломлен: он стоит спокойный, не боясь смерти.
– Почему же эта статуя здесь, а не в зале с другими экспонатами?
Видимо, Головчинер опасался этого вопроса. Глаза его теряют свой блеск и сам он будто темнеет, на лице появляется горькая страдальческая улыбка.
– Это долгая история, – неохотно говорит он, – в двух словах не расскажешь!
Эта статуя стала объектом яростных нападок со стороны клерикалов и херутовцев:
– Вы превращаете музей в православную церковь! – возмущенно кричали они Головчинеру, – немедленно уберите Иисуса из музея!
Не согласившись с такой дикой точкой зрения, Головчинер отказался выполнить требование мракобесов. Скандал приобрел небывалый резонанс. Под нажимом клерикалов Бен-Гурион во главе большой свиты вынужден был собственной персоной прибыть в музей, чтобы на месте решить судьбу Иисуса Христа.
Пораженный блестящим произведением искусства, глава израильского правительства не осмелился отдать приказ об изъятии его из музея. Но и поддержать Головчинера у него тоже не хватило духу: так и не высказав своего мнения по этому поводу, руководящие деятели покинули музей.
Это многозначительное молчание херутовцы восприняли, как сигнал к еще большим нападкам и травле хранителя музея. Они заявили, что расправятся с ним своим судом, а ненавистную им статую разобьют на мелкие осколки. Вот почему Головчинер упрятал ее в своем миниатюрном кабинете, между шкафом и телефоном!
Но если Иисус теперь находится в относительной безопасности, сам Александр Маркович вынужден ходить по городу, все время оглядываясь: каждую минуту могут бросить ему в голову камень. Херутовцы объявили хранителя музея «гоем», то есть иноверцем, и повели против него беспощадную изнурительную войну. Не спасло Головчинера и то, что он, последовав распространенной в Израиле моде, перевел свою фамилию на иврит и теперь именуется Рош


С момента прочтения книги аз, многогрешный, несколько раз пытался узнать, действительно ли в Израиле есть Антокольский, и если да, то где он сейчас. Теперь ответ, наконец, найден.

Теперь бы еще выяснить, сколько правды в истории, рассказаной Плоткиным. Поскольку, с одной стороны, источник более чем сомнительный и тенденциозный. А с другой стороны, то, что подобный скандал мог случиться, весьма и весьма правдоподобно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments