о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

Current reading: история одной байки

Читаючи очередную книжку, выяснил наконец происхождение одной из самых известных театрально-оперных баек.

Чаще всего этот анекдот приводят без указания времени и места, как, например, в следующем источнике:

…Идет «Борис Годунов», актер выходит к краю сцены, принагибается и почти в оркестровую яму рокочущим басом взывает:
- Пррррра-во-слааааа-вны-ееееееее…
Дирижер, не прекращая управлять оркестром, бросает на него взгляд поверх очков и, сильно картавя, сообщает страждущему:
- Здесь православных нет… Пойте в зал… В зал пойте, пожалуйста…


Однако иногда появляются конкретные подробности, например, имя певца, искавшего в оркестре православных:

Знаменитый бас Борис Штоколов, исполняет свою любимую роль Бориса Годунова . Во время исполнения центральной арии, певец в самозабвении подходит к краю сцены, театрально опускает голову и берет самые низкие ноты на словах “Право-сла-а-вны-е !” Из оркестровой ямы доносится шепот концертмейстера : “Пойте в зал.! .. Здесь нет православных !”

Или сильно картавящего дирижера:

С Хайкиным связан еще один случай. В Большом театре был певец-бас, который всегда пел, опустив голову. Давали "Бориса Годунова". Бас подошел к краю сцены и, уставившись в оркестровую яму, заревел: "Православные-е-е". Хайкин раздраженно зашипел: "Пойте в зал, здесь православных нет".

Однако наиболее интересна, пожалуй, следующая версия:

В Большом ставят «Бориса Годунова». Хор, опустив головы, гундосит:
«Правосла-а-авные! Православные...»
Присутствующий на репетиции режиссер Борис Покровский шепчет дирижеру:
— Ну что они у вас в оркестровую яму поют! Скажите, чтоб пели в зал, дальним рядам, пусть руки туда тянут!
Дирижер, обращаясь к хору:
— Что вы в оркестр руки тянете? Где вы там православных увидели?.


Почему наиболее интересная? Да потому, что именно знаменитый режиссер Борис Покровский является первоисточником. И у него эта байка звучит так (имя в отрывок не попало - ну, пусть будет мини-ЧГК, кому лень нажать на ссылку:

Он боялся оперной рутины (влияние Станиславского, с которым он много работал) и готов был бороться с нею, хотя и весьма колоритным образом. Его смущало, что в «Хованщине» стрельцы, которые должны были обращаться к народу, стояли вдоль рампы и пели в зрительный зал, оставив «людей православных» за спинами. Великолепно его «мо» по этому поводу: «Чего вы поете оркестру? Здесь нет ни одного православного!».

Таким образом, дирижер мало того, что ни разу не картавил - искомой оперой был не "Борис", а Хованщина"!

И ведь что самое интересное: всякому, кто любит оперу, известно, с кто не любит, можно погуглить, что во всей партии Бориса никаких "православных" нет, тогда как в "Хованщине" таки есть хор стрельцов "Люди православные! Люди российские! Сам большой держит речь; внемлите благочинно, большой идет!". Да и книга Покровского лежит в сети в свободном доступле.

И тем не менее, ни одной правильной версии в сети нет!
Весьма показательно и поучительно, ИМХО.

P.S. Читатели, ставящие лайки - спасибо вам, но я их не вижу, у меня старый дизайн. Так что пишите уж по-старинке комменты. :)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments