о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Храм и нужник

Многоуважаемый idelsong опубликовал постинг о недавних археологических находках, подтверждающие некоторые детали, касающиеся религиозной политики царя Иудеи Хизкии, о котором в Писании, в частности, сказано: "И разбили они памятник Баалу, и разрушили дом Баала, и сделали из него отхожее место". И в связи с этим аз, многогрешный, вспомнил, что буквально на днях прочел (или перечитал?) замечательный текст Николая нашего Лескова Cлучай у Спаса в Наливках 1727 г., где в некотором смысле описан аналогичный случай.

Текст, этот, ИМХО, следует читать целиком (как и очень многое из написанного Лесковым, достопочтенный kot_pafnusha не даст соврать). К нашей же теме относится следующее. В означенный год в упомянутой московской церкви служил некто отец Кирилл (Федоров), обладавший следующими добродетелями: Во-первых, он запивал и в подпитии был шаловлив и дерзок; во-вторых, у него были особенные слабости, совершенно неудобные лицу, предстоящему престолу божию. Поэтому неудивительно, что время от времени сей богомолец чудесил и куролесил. И, в частности, как-то отмочил следующее художество:

Служил отец Кирилл вечерню “пьяный и призвал в алтарь сторожа и велел ему держать кафтанную полу”. Сторож, недоумевая, к чему это клонится, исполнил приказание и подобрал полу, как будто для того, дабы в нее что-либо можно насыпать, но отец Кирилл совсем не то сделал, а неожиданно для Михайлы приспособил его кафтан совсем для иного употребления — по естественной надобности... И делал то отец Кирилл, предстоя алтарю и “находясь во всем священном облачении”...

В показании Михайла все это рассказано с подробностями и точными всему именованиями, простонародными словами, как водилось в русских допросах XVIII века и во французских романах времен директории.

Когда поп кончил свое нетерпеливство, то остался служить у престола, а сторож с своею переполненною полою пошел из алтаря через церковь к выходу вон, но “как нес церковью, то из полы падало”
.

Происшествие это не осталось тайной, потому как cторож и об этом “приходским людям извещал”, да многие из них и сами то въявь видели, как он “в той поле нес из алтаря через всю церковь и везде по следу было пролито”. Тем не менее, прихожане на это никак не отреагировали. Более того: когда церковное начальство решило положить конец художествам отца Кирилла, и сослало его в монастырь, произошло следующее:

Прихожане Спаса в Наливках в числе 42 “персон” подали от себя на высочайшее имя прошение, в котором молили: “повели, всемилостивый государь, нашему приходскому попу Кирилле Федорову при оной нашей церкви служить по-прежнему, понеже он нам, приходским людям и вкладчикам, всем удобен”.

Какая по этому последовала резолюция, из дела не видно, а “приходские люди” стояли на своем и 2-го декабря подали вторую такую же просьбу в синодальный казенный приказ, и там опять писали, что поп Кирилл им хорош и они просят “дать ему к их церкви для служения эпитрахильную память


И глас народа был услышан:

Синод внял молению “приходских людей” и 14-го января 1730 года постановил, что как... приходские люди и вкладчики заручным челобитьем просили оному попу Кириллу при той церкви для священнослужения быть по-прежнему, понеже он приходским людям и вкладчикам всем угоден. Приказали: по оному приходских людей челобитью помянутому попу Кириллу быть при той церкви и священническая действовать, и для того дать ему епитрахильную грамоту, по обыкновению, взяв пошлины”.

Приход, представленный в лице 42 персон, восторжествовал над всеми решениями дикастерии и московского отделения синода. “Поп не Божий, но приходу гожий”, начал снова “священническая действовать по-прежнему”


Включало ли это "по-прежнему" подвиги веры вроде вышеописанного, Лесков, увы, не сообщает.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments