о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

Current reading: О мире, которого больше нет

Незаконченные мемуары Исроэл-Иешуа Зингера (старшего брата нобелевского лауреата) в принципе являются типичным образцом маскильской литературы, объясняюший, как и почему автор отрекся от старого мира. Причем, в отличие от послевоенных текстов, воспоминания Зингера, умершего в 43 году, еще не окрашены сентиментально-ностальгическими тонами (как, например, у Визеля). Так что в названии явственно чувствуются еще два слова - слава Богу!

Читать интересно все, здесь же - отдельные моменты, которые встречаются не во всех мемуарах:

1. Учитель, любивший детей

Истории о меламедах, избивавших, а порой и убивавших своих учеников, встречаются практически во всех воспоминаниях о местечке. Однако, оказывается, встречались и учителя, в самом деле любившие своих питомцев:

Потом приехал меламед, имени которого я не помню, потому что он исчез так же внезапно, как появился, в самом начале «срока». Это был бледный молодой человек с черной как смоль бородой, худой и черноглазый. Он умел преподавать и всем нравился. И тоже не бил учеников. Но у него была странная манера: среди бела дня он занавешивал окно своего хедера и приказывал мальчикам лечь на скамьи, но ничего плохого при этом с ними не делал. Он не бил улегшихся мальчиков, а, наоборот, гладил и ласкал их, смотря при этом горящими черными глазами прямо перед собой. Мальчики стали рассказывать дома о странном меламеде, который гладит вместо того, чтобы сечь. Обыватели стали тайком шептаться об этом. Однажды утром бледный чернобородый молодой человек исчез.

Кстати, правильно ли я понимаю, что в еврейской литературе эта тема была совершенно табуированной? Я, по крайней мере, ничего подобного не припомню.

2. И нарекут ему имя в Израиле: дом разутого

О проблемах соломенных вдов (агунот) говорят и пишут довольно много, у Хаима Граде есть даже целый рОман на эту тему. Однако другой закон, дающий не меньше поводов для злоупотреблений, упомянают почему-то гораздо реже. Так что воспоминания Зингера - чуть ли не первый мемуарный источник, затрагивающий эту тему:

Помню, как однажды мой дед и его шамес намучились с одной бабенкой, которая не выговаривала букву «цадик». Этой бабенке требовалось получить халицу у своего деверя, потому что ее муж умер бездетным. Неделями она вела тяжбу с деверем из-за халицы. Деверь, распоследний бедняк, требовал за халицу от невестки вознаграждения: бесплатно он ей халицу не даст, а без халицы она не сможет снова выйти замуж. Бабенка утверждала, что у нее нет ни копейки за душой, потому что она все потратила на лечение мужа. Дед говорил деверю, что требовать денег за доброе дело — освобождение дочери Израилевой — неправедно. Однако молодой человек стоял на своем: если его невестка хочет снова выйти замуж, пусть раскошеливается. Бесплатно он не даст ей никакой халицы. Между двумя бедными, несчастными людьми шла жестокая распря. В конце концов деду удалось добиться, чтобы женщина заплатила своему деверю сто злотых, что, если не ошибаюсь, соответствовало пятнадцати рублям. Первоначально деверь требовал сто рублей. Был назначен день халицы. Однако когда Шмуэл-шамес стал учить эту бабенку произносить стих «холуц генал»[176], которые она должна была произнести на церемонии, оказалось, что женщина не выговаривает букву «цадик» в слове «холуц» и вместо этого слова говорит «холус» — с «самехом» на конце. Из-за этого ей нельзя было дать халицы.

3. Место еврейской женщины

На эту тему материалов, естественно, пруд пруди. Однако столь наглядное раскрытие она все-таки получает не слишком часто:

Дед делал кидуш и давал отпить из бокала бабушке и всем жившим в доме женщинам, вплоть до прислуги Этл-Нехи. После этого я приносил ему тяжелую медную кружку для омовения рук.... Как только дед произносил благословение над самой большой булкой и, разломав ее на куски, раздавал бабушке и остальным женщинам, те должны были покинуть дедушкину комнату и идти есть в кухню. Они возвращались, чтобы подать еду деду, мне, моему двоюродному брату Эле и ойрехам, которых дед почти всегда приглашал к столу. И именно из-за них женщинам нельзя было сидеть с нами за одним столом. Дед строго следил за тем, чтобы чужие мужчины не находились за одним столом с женщинами. Бабушка была вне себя от злости: из-за каких-то нищих она, ее дочери и ее внучки вынуждены были есть на кухне, как прислуга. Когда у деда бывал почтенный ойрех — составитель книг, ешиботник, странствующий проповедник или еврей из Святой Земли, — бабушка злилась меньше: она понимала, что ради таких гостей женщины могут и не сидеть за общим столом

Что интересно, подобная святость была характерна исключительно для высокой, раввинско-йешивной культуры (равно как другой святой обычай, когда мужчины практически не разговаривали своими женами). У простолюдинов такого, естественно, и в заводе не было.

4. Семейные ценности

(Завязка: девушка Песя родила ребенка, по ее словам, от своего жениха Зале. Последний все отрицал и расторг помолвку):

В конце концов Песя уехала в Варшаву, устроившись кормилицей в богатом доме. Незаконный ребенок остался у ее родителей, которые все время отсылали его Зале, а Заля возвращал его обратно.
В первый раз Гершл прислал своего внука в подарок сватам на Пурим. Когда Биньомин-портной сидел со своей многочисленной семьей вокруг верстака за праздничной трапезой, отворилась дверь, Файвешл со Шлоймеле внесли сверток и положили его в комнате.
— Папа прислал вам шалахмонес, — быстро проговорили они и убежали, пока Заля не переломал им кости.
«Шалахмонес» разразился отчаянным детским плачем. Биньомин тут же взял сверток и отослал его Гершлу. Так как дверь была заперта, шалахмонес положили на пороге. Пурим кончился, а они все продолжали посылать этот «шалахмонес» туда-сюда до тех пор, пока он не простудился и не умер. Гершл положил детское тельце в корзину и пешком отнес за Вислу на кладбище в Закрочим, потому что в Ленчине еврейского кладбища не было.


No comments.
Subscribe

  • Ключ от квартиры, где деньги лежат

    Требуется помощь зала в следующей ситуации: Некоторое время назад на лептопе, без каких-то намеренных шагов с моей стороны, самоустановились…

  • Подключение ноута-2

    Спасибо всем ответившим на предыдущий пост. За прошедшее время ситуация изменилась и выглядит так. Ноут видит домашнее подключение - но не может…

  • Подключение ноута

    Нужна помощь зала. Дано: есть вайфай. И ноут, который его не видит, находясь в метре от него (ссответствующего подключения нет в списке вариантов,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Ключ от квартиры, где деньги лежат

    Требуется помощь зала в следующей ситуации: Некоторое время назад на лептопе, без каких-то намеренных шагов с моей стороны, самоустановились…

  • Подключение ноута-2

    Спасибо всем ответившим на предыдущий пост. За прошедшее время ситуация изменилась и выглядит так. Ноут видит домашнее подключение - но не может…

  • Подключение ноута

    Нужна помощь зала. Дано: есть вайфай. И ноут, который его не видит, находясь в метре от него (ссответствующего подключения нет в списке вариантов,…