"Записки", конечно, не "Былое и думы", тоже написаны прекрасным языком, с бездной юмора и иронии, поэтому читать их приятно не только как интереснейший человеческий документ, но и как художественный текст. Вот, просто в качестве примера, небольшой отрывок о российском провинциальном духовенстве:
Однако ж позвольте - не лучше ли было бы, например, вместо какого-нибудь немца, француза, отдать мальчика на воспитание какому-нибудь доброму священнику? - В этом позволено сомневаться. - Ведь я всего попробовал - даже православного воспитания. Вот, например, в 19-м году в Дорогобуже, Смоленской губернии, мы стояли на квартире в доме протопопа благочинного. Уж чего бы, кажется, лучше? Вот отец так и отдал меня ему в науку, и старик учил меня всему, что сам знал, - разумеется, когда был трезв. А то ведь он часто, как разгуляется, так хоть святых вон неси, так и пойдет в потасовку с своим сыном, парнем лет 20-ти. Не раз я видел, как этот благовоспитанный молодой человек таскал за бороду своего почтенного родителя...A вот и другой образчик духовного воспитания. Где-то в Белоруссии на страстной неделе мы с маменькой пошли на исповедь к сельскому священнику. Он был какой-то ухарской молодец. Выслушав мою исповедь, он дал мне следующее поучение: "Будьте добрым мальчиком, ведите себя хорошо, и Бог вас наградит, и, когда вы подрастете, он дарует вам прекрасную жену!!" - Ей-богу, это слово в слово так! Вот и духовное поощрение 10-тилетнему мальчику! Вот и надежда лучших благ! А о нашем полковом священнике так нечего и говорить. Он был разбитной малый, совершенно в уровень с своим военным положением. Как загнет, бывало, двусмысленную шутку, так что твой уланский вахмистр!.
Поэтому вслед за Л. Каменевым (тем самым?), написавшим предисловие к изданию 1932 года, всячески рекомендуем книгу к прочтению. А пока - традиционное мини-ЧГК, или, говоря на проф. жаргоне, дуплет. (UPDATE: в комментах уже есть правильные ответы).
Два отрывка из мемуаров Печерина:
1. Пароход, изукрашенный разноцветными флагами, стоял в пристани и ждал гостей. Тут толпились туристы разных наций и итальянские выходцы. Дам было немного. Какой-то рыжий француз играл роль глубокого последователя системы Галля и щупал все черепы, особенно итальянские. Вдруг входит на пароход долговязый, смуглый мужчина с ужасно багровым носом и очень замечательною физиономиею. "Скажите, пожалуйста, - сказал я графу Угони, - что это за личность? Ведь вы здесь всех знаете". - "Помилуйте, как же его не знать? Это министр финансов... Он вечно пьян. Об нем рассказывают презабавные штуки. Однажды он пропил почти всю государственную казну.
Не пользуясь гуглем - в какой стране отправлял должность сей муж правды и совета?
2. Все ИХ священники вышли из крестьянского сословия, то есть они сыновья фермеров, и, несмотря на воспитание, полученное ими в духовной академии , они разделяют все невежественные предрассудки и дикие страсти своего класса; они все демагоги и стоят за народ против правительства, следовательно, свой своему поневоле брат. Священники прикрывают грехи народа, а народ смотрит сквозь пальцы на грехи священников, - рука руку моет и ворон ворону глаз не выклюет... Из этого образовалось два мифа: целомудрие женщин и целомудрие священников: оба они носят на себе печать самого богатого поэтического вымысла. 2) ОН смотрит на священника, как на опасного колдуна, с которым надо ладить, а не то беда будет. Он, пожалуй, сглазит, нашепчет что-нибудь, наговорит или наведет какую-нибудь лихоманку. Ну, а обмануть колдуна, когда тебе от этого польза, то в этом нет греха. 3) ОНИ буквально и слепо верят в эти евангельские слова: "На недужные руки возложат и здрави будут". Они действительно верят, что священник может исцелить всякий недуг одним прикосновением, если захочет. Найдется не одна кровоточивая жена, что скажет про себя: "Если только коснуся ризы священника, то наверное исцелюся".
О каком народе писал Печерин?