о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

O пленнице, красивой видом

В связи с продолжающимся скандалом по поводу назначения нового главного капеллана АОИ аз, многогрешный, вспомнил, что всего несколько месяцев назад чиркнул небольшую статейку на актуальную тему - Амнон, Тамар и законы о пленнице, красивой видом.

Тогда, помнится, я ее даже не рекламировал, полагая, что все это мало кому интересно. Однако поскольку тема внезапно стала акруальной - по традиции, для удобства читающих копирую текст сюда, с небольшим сокращением:

История Амнона и Тамар сама по себе – одна из самых грязных в Писании. Однако мудрецы Талмуда решили, что кашу маслом не испортишь, и связали ее с одним из самых проблематичных для читателя законом Торы – о «пленнице, красивой видом»:

«Сказал рав Йеѓуда со слов Рава: Тамар была дочерью [женщины], «красивой видом», как сказано: «Поговори ты с царем, и он не возбранит мне стать твоею» (Шмуэль-II, 13:13), ведь если бы она была рождена в браке, тогда она была бы его сестрой, [и тогда] как она могла бы быть ему разрешена? Значит, была дочерью [женщины], «красивой видом»».
Сангедрин, 21б

Напомним читателю, о каком законе идет речь:

«Если увидишь между пленными женщину, красивую видом, и возжелаешь ее, и захочешь взять ее себе в жены, то приведи ее в дом свой, и пусть обреет она голову свою и обрежет ногти свои. И пусть снимет с себя свое платье пленения, и пусть сидит в доме твоем и оплакивает отца своего и мать свою месяц времени; затем войдешь ты к ней и станешь мужем ее, и она будет твоею женою. Если же случится, что ты не захочешь ее, то отпусти ее, куда она пожелает, но не продавай ее за серебро, не превращай ее в рабыню, так как ты насиловал ее» (Дварим, 21:11-14).

Разумеется, женщины во все века считались законной военной добычей. «Илиада» начинается с того, что Агамемнон отобрал у Ахилла Брисеиду, которую тот захватил и сделал своей наложницей [2]. Пророк Иеремия возмущался, что вавилоняне, захватив Иерусалим, «бесчестили жен в Сионе, девиц – в городах иудейских» (Эйха, 5:11). Однако тут «есть нюанс»: в отличие от Торы, наследие слепого Гомера не претендует на то, чтобы служить источником вечных нравственных истин. Так что апологетика в стиле «время было такое» в нашем случае весьма проблематична. Поэтому мы пойдем другим путем: посмотрим, какое развитие получил закон о «пленнице, красивой видом» в последующем еврейском законодательстве (Устной Торе). Причем для удобства сделаем это не по Талмуду, но по «Мишней Тора», всеобъемлющему кодексу еврейского права, составленного р. Моше бен Маймоном.

Прежде всего, Рамбам подтверждает право, данное Торой еврейскому солдату: «Воин может совокупиться с нееврейкой, если его охватит естественное желание… Это разрешено, будь эта женщина девственницей или нет, даже если она замужняя… Даже если она некрасива» (Законы о царях и войнах, 8:2-3). Однако сразу же за этим следует ряд ограничений.

Прежде всего, изнасиловав понравившуюся ему нееврейку, солдат не имел права бросить ее и пойти дальше – он был обязан взять ее к себе в дом (там же, 2). Кроме того, воин не мог развлечься со всеми красавицами, которых он встретит в походе: право на «прекрасную пленницу» ограничивалось одной женщиной, воин не мог взять себе двух жен, или захватить одну женщину для себя, а другую – для отца или брата (там же, 3). И, наконец, это удовольствие было строго одноразовым: «Запрещено совокупляться с ней вторично, пока он на ней не женится» (там же, 2).

Если пленница сразу соглашалась перейти в иудаизм, ее разрешалось обратить немедленно. Однако и в этом случае брак откладывался по крайней мере на три месяца – месяц, когда женщина справляет траур по своим близким, и два последующих (там же, 5-6). В противном случае захватчик мог держать ее в доме двенадцать месяцев, уговаривая ее «войти под крылья Шхины». Все это время пленница находилась в неприглядном виде – с обритой головой и нестриженными ногтями, чтобы выглядеть максимально непривлекательно – «когда входит, он видит ее, и когда выходит, видит ее, чтобы стала ему отвратительна» (там же, 5)

Если после этого еврей все еще хотел жениться на пленнице, а она соглашалась принять иудаизм, играли свадьбу. Если же она не соглашалась стать еврейкой и после этого, воин должен был обязать ее соблюдать семь заповедей потомков Ноаха и отпустить ее на свободу (там же, 7).

Решив жениться на пленнице, еврей должен был заключить с ней брачный договор (ктуба), как с любой еврейской женщиной. Он не имел права продать свою пленницу, если же продажа состоялась, сделка считалась недействительной, и продавец должен был вернуть деньги. Еврей так же не мог сделать пленницу своей рабыней (там же, 6). Он должен был либо жениться на ней, либо дать ей вольную.

Иными словами, еврейский закон в данном случае следует принципу, сформулированному тем же Рамбамом в отношении жертвоприношений [3]: Тора не пытается ломать человеческую природу. Соответственно, если некое нежелательное явление невозможно искоренить, его нужно, по крайней мере, минимизировать и ввести в хоть какие-то рамки. Именно это произошло и в нашем случае: видимо, насилие на войне Тора (и мудрецы вслед за ней) полагала неизбежным злом, не подлежащим искоренению. Поэтому вместо неисполнимых запретов был установлен ряд законов, призванных это зло ограничить.

Насколько успешной оказалась эта тактика? Однозначно ответить на это трудно: у нас нет ни одного достоверного свидетельства о том, что в библейские времена или эпоху II Храма кто-то пытался осуществить это право на практике (талмудический рассказ о Давиде и матери Тамар – позднее предание). Уставы современной израильской армии категорически запрещают сексуальное насилие. Однако рискну предположить, что желающих иметь всю вышеописанную головную боль во все века должно было быть немного. Так что если, паче чаяния, завтра Израиль станет «государством галахи», можно не слишком опасаться, что израильские солдаты ринутся в палестинские деревни за «пленницами, красивыми видом».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments