о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Женщины и демоны

Блог профессора Марка Шапиро аз, многогрешный, читаю нерегулярно. И очень зря, поскольку там регулярно появляются интереснейшие вещи. Вчера, к промеру, наткнулся на очаровательный кусок о раввине немецкого Фридберга р. Хаиме бен Бецалеле, родном брате знаменитого Льва бен Бецалеля ака Магараля из Праги:

In his Sefer ha-Hayyim,[10] R. Hayyim notes that the demons want to connect themselves with scholars or even with any men. However, this is difficult since men are on the highest spiritual level, and thus distant from the demons. Therefore, the demons connect themselves to women who are on a lower spiritual level than men, and thus closer to the demons. In other words, at the bottom you have demons, women are above them, and men stand at the top. As R. Hayyim explains, both demons and women share an important characteristic, namely, that they are naturally defective...

This then leads R. Hayyim to call attention to Exodus 22:17 which states מכשפה לא תחיה, “Thou shalt not suffer a sorceress to live.” He asks, why is only a sorceress mentioned, and not a sorcerer מכשף? He also calls attention to Avot 2:8, מרבה נשים מרבה כשפים, “The more wives, the more witchcraft,” which also makes the connection of sorcery to women. R. Hayyim explains that because of the closeness of women and demons the Torah was concerned that women would seek to “go down” and achieve completeness by connecting themselves with the demonic forces below them. This wasn’t such a worry when it came to men since they were “two levels above” the domain of the demons.


Процитированный текст имеет много гитик - например, его можно (и должно!) зачитывать на лекциях всевозможных пропагандистов и приближателей, вещающих об отношении иудаизма к слабому полу. Однако, ИМХО, гораздо интереснее здесь другое. К сожалению, профессор сразу же перешел к другим, не менее интересным материям, не попытавшись выяснить источник столь интересных мыслей (сам р. Хаим гордился своей оригинальностью:והנה לא קדמני אדם בפירוש זה והוא ענין נכון אצלי ). Однако параллели здесь возникают напрашивающиеся - и очевидные:

Божественное право предписывает во многих местах не только избегать ведьм, но и умерщвлять их. Оно не предписывало бы таких наказаний, если бы ведьмы не были пособницами демонов при совершении действительных колдовских проступков...демон, побуждённый ведьмой, собирает известные активные свойства, могущие вредить, и их комбинируют с пассивными, чтобы возбудить боль, порчу или другие мерзости...Практика ведьм основывается на втором виде суеверий, производится через непременное вызывание демонов

Это явствует и из этимологии слова «Femina» (женщина), происходящего от «Fe» (Fides – вера) и «minus» (менее). Таким образом слов «Femina» значит имеющая меньше веры. Ведь у ней всегда меньше веры. Это зависит от её естественной склонности к легковерию, хотя вследствие божьей благодати, и природы у высокоблагословенной девственницы Марии вера никогда не колебалась, чего нельзя сказать о всех мужчинах времени страстей Христовых.

Итак, женщина скверна по своей природе, так как она скорее сомневается и скорее отрицает веру, а это образует основу для занятий чародейством...Как из недостатка разума женщины скорее, чем мужчины, отступаются от веры, так и из своих необычайных аффектов и страстей они более рьяно ищут, выдумывают и выполняют свою месть с помощью чар или иными способами. Нет поэтому ничего удивительного в том, что среди женщин так много ведьм.
ИСТОЧНИК

Ничего не зная о раввине Хаиме, не могу заподозрить этого праведного мужа, что он настолько хорошо знал латынь, чтобы прочесть такой текст, как "Молот". Однако поскольку дело происходило в Германии XVI века - полагаю, подобные идеи можно было брать просто из воздуха.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments