Как известно, осенью 1494 в Новгороде произошло драматическое событие, нанесшее сильнейший удар традиционной балтийской торговле: Иван III повелел закрыть в Новгороде ганзейскую контору. 49 купцов и священников были арестованы, а их товары на сумму 96 тысяч марок - конфискованы и отправлены в Москву.
Согласно русским летописям, причиной государева гнева стали "обиды", нанесенные в Ревеле русским послам и купцам: Bелелъ поимати в Новетороде гостей немецкыхъ, колыванцовъ, да и товаръ ихъ, переписавъ, привезти в Москву, за ихъ неисправление, про то, что они на Колывани великого князя гостемъ новгородцемъ многиа обиды чиниша и поругание самовлне, а иных людей великого князя живыхъ в котлехъ вариша, безъ обсылкы великого князя и безъ обыску; тако же и посломъ великого князя отъ нихъ руганье бысть, которые послы ходили в Римъ, и въ Фрязскую землю, и в Немецкую, да и старымъ гостемъ великого князя новгородцемъ отъ нихъ много неисправление бысть и обида и розбои на море; и за то князь великий Иванъ Васильевичъ опалу свою на них положилъ, и гостей ихъ велелъ въ тюрьмы посажати, и товаръ ихъ спровадити к Москве, и дворы ихъ гостиные в Новетороде старыи, и божницу велелъ отняти Источник
За что так жестоко казнили "людей великого князя", летописец решил не уточнять. Однако Коваленко цитирует другой источник - «Прекрасную историю об удивительных деяниях государей Ливонии в борьбе с русскими и татарами" дерптского епископа Кристиана Бомховера, где тот приводит интересующие зал подробности:
Причина, из-за которой немецкие купцы в Новгороде по приказу великого князя Московского, русского императора, отменившего мирные крестоцеловальные грамоты, скрепленные его собственными печатями из чистого золота, попали в описанное положение, помимо всего прочего заключалась в том, что в ганзейских городах русских якобы безвинно хватали и бросали в тюрьму. Их следовало судить по немецкому праву, поскольку существует решение, что в подобных случаях немца, если он за какую-либо вину и преступление будет взят под стражу и помещен в тюрьму, равным образом следует судить по русскому праву. Случилось так, что в городе Ревеле в Ливонии один русский, который изготовлял фальшивые ревельские шиллинги, после расследования его преступления, согласно городскому праву, был сварен в кипятке. Затем в том же городе другой русский, знатного происхождения и именитый купец, был уличен в сношении с кобылой и, поскольку это противно человеческой природе, в соответствии с городским правом был сожжен.
Аз, многогрешный, уже собрался поглумиться на тему "традиционных ценностей", "гейропы", и т.д. Однако предварительно решил расширить и углубить. И с интересом обнаружил, что в другой книге этот эпизод излагается следующим образом:
В Ревеле действительно казнили двух русских торговцев, одного по обвинению в изготовлении фальшивых монет, другого за совращение несовершеннолетнего в содомию.
Остается только догадываться, как уважаемый историк определил возраст кобылы, а главное, почему она сменила пол! Хотя разгадка, подозреваю, проста. Ученый муж, судя по всему, пользовался не первоисточником, а советскими исследованиями, где об этой истории писалось без подробностей:
Стало известно, что в Ревеле ганзейцы сожгли одного русского (его обвинили в содомском грехе), а другого сварили в котле (он обвинялся в подделке монет)
Кранц ошибается, говоря о казни в Ревеле в 1494 г. одного русского: в действительности там были подвергнуты мучительной казни двое русских, один как фальшивомонетчик, второй — по обвинению в половых извращениях
Советских ученых понять можно: историю про кобылу не только цензура, но и целомудренный советский читатель, боюсь, не перенес бы. Но в результате хороший, наверное, человек сел в грязь лицом.