Прежде всего - Питер по-прежнеми прекрасен и удивителен, особенно ночью, благодаря великолепной подсветке. (Днем тоже хорошо, но следы времени и климата, увы, гораздо заметнее). Разумеется, люди, вытравившие из себя совка(с), куда больше ценят красоты Офакима, чем набережной Невы или Дворцовой площади, где даже нет детской площадки с тарзанкой. Но мы, увы, люди старомодные.
Отдельно порадовали книжные магазины. Если в прошлую поездку мы покупали почти исключительно для ребенка, то на сей раз аз, многогрешный, приобрел десяток книг и для себя, тем более, что в пересчете на наши деньги стоили они копейки. Так что теперь мучительно думаем, куда ставить.
Еще в очередной раз порадовала практически всеобщая вежливость и предупредительность: в магазинах, кафе, транспорте, просто на улице... У работников она часто выученная и выученная (хотя не у всех), а у обычных людей - вполне искренняя. В результате с тещей было не войти в автобус или метро: ездить сидя она не может, укачивает, а увидев ее, народ сразу вскакивал.
Так же в очередной раз испытали дикую зависть, увидев, сколько всего есть и делается для детей. Причем речь не только об изобилии специальной "инфраструктуры" вроде детских театров. Но прежде всего о понимании на всех уровнях (семья, школа, власть), что многовековые культурные сокровища города нужно непременно передать следующему поколению: в Эрмитаже, где мы были в выходные, каждый второй посетитель был с детьми, в Русском музее мимо потоком шли школьные экскурсии. (Кстати, посещение лучших музеев бесплатное до 18 лет! Восемнадцати, Карл!).
И если судить по Мариинке, эта система, не знаю с каким КПД, но работает. Ибо в израильской опере мы с Шунрой всегда чувствуем себя молодыми и красивыми, а тут - дети разного школьного возраста, влюбленные парочки, девы чуть ли не на лабутенах...
Пару слов о кризисе. Он, безусловно, виден даже туристу: резко меньше стало объявлений о рабочих местах, ассортимент продуктов стал меньше, а качество хуже, все жалуются на рост цен... Но по сравнению с позднеперестроечными годами в магазинах по-прежнему изобилие, а люди явно не голодают: рестораны и каже переполнены, в театре аншлаги... Судя по разговорам, частично это связано с тем, что рост цен (в рублях) пока сильно отстает от падения нац. валюты, так что часть людей тратит внутри страны деньги, на которые иначе поехали бы за границу.
Ну и чтобы все не было слишком розовым - один весьма символический опыт. В одну из суббот мы с детьми дошло до ближайшей детской библиотеке, расположенной в доме Бажанова. Библиотека совершенно прекрасна: старинный дом с врубелевскими каминами, библиотекарши-энтузиастки, готовые бесплатно провести экскурсию для ребенка, которого видят в первый и последний раз, множество мероприятий для всех возрастов, хорошая подборка вполне новых книг...Но первая же книга, взятая со стеллажа, открылась вот на этом месте:
В конце 1916 г. состоялось совещание стран-участников Антанты, где в преддверии победы над Германией, которая должна была произойти в мае-июне 1917 г., договаривались о послевоенном переустройстве мира. По заключенному договору России должны были отойти обширные территории на юге, уже занятые войсками под командованием Юденича, а также проливы Босфор и Дарданеллы. Однако Западные страны (в первую очередь, Англия и США) не желали усиления России, которая становилась ведущей державой мира. Завершающим актом трагедии, начавшейся в 1914 г., стал спровоцированный и проплаченный бунт в тылу сражавшейся победоносной армии за несколько месяцев до неизбежного разгрома Германии и окончания войны. Победу у России украли, наша Родину ввергнули в величайшую мировую катастрофу...
Как мне кажется, подобные сочетания очень наглядно характеризуют нынешнюю российскую ситуацию.
Пы. Сы. Пожалуй, еще один момент. В самолете вместе с нами оказалась организованная группа... брацлавских хасидов, преимущественно сефардов. Поскольку у группы был старший, по команде которого они ели, молились, учились и медитировали, никаких проблем с ними не было. Но мы до сих пор недоумеваем: что эти люди забыли в Питере, где никаких брацлавских святынь, насколько мы знаем, нет и никогда не было.
У кого-нибудь есть идеи?