о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

В порядке ликбеза: еврейский терроризм в Российской империи

На упомянутую тему аз, многогрешный, не писал, поскольку, во-первых, не слишком интересовался темой, а во-вторых, поскольку считал, что речь идет о вещах общеизвестных. Однако поскольку в последнее время сразу в нескольких журналах довелось наткнуться на утверждение, что еврейского терроризма (в отличие от евреев-террористов) в Российской империи якобы не было, было решено написать этот небольшой постинг.

Обсуждать, в какой мере национальными мотивами руководствовались Гершуни, Азеф или Богров, мы здесь не будет. (Хотя на этот счет есть весьма интересные исследования - про того же Азефа многие современники и исследователи писали, что убийства Плев и Сергея Александровича он организовал из национальных еврейских соображений; кому интересны подробности, спрашивайте в комментах). Национальные мотивы евреев-террористов, примкнувшим к эсерам или анархистам - тоже отдельная тема - хотя такой авторитетный свидетель, как Савинков, и утверждал, что многие из них шли именно мстить за погромы. Речь у нас пойдет исключительно о партиях, где еврейская национальная состовляющая несомненна: Бунде и социалистах-сионистах.

Очевидные примеры, сразу приходящие в голову: покушение сиониста Пинхаса Дашевского (Поалей-Цион) на Крушевана, a так же теракт, о котором в позднем СССР знали все, у кого было "еврейское детство" - покушение бундовца Гирша Леккерта на Виленского генерал-губернатора В. В. фон Валя. Однако этим дело, разумеется, не ограничивалось.

Что касается Бунда, то его террористической деятельности довольно подробно описаны в монографии Анны Гейфман Революционный террор в России, 1894— 1917:

Еще в 1902 году Владимир Бурцев заявил, что «социал-демократы не такие уж противники политического террора, как они сами себя рисуют»(124). Безусловно, это утверждение было справедливо и для Бунда...

Если лидеры Бунда недвусмысленно признавали террористические методы, то бундовские деятели на местах, обычно более радикально настроенные и менее интересующиеся теоретическими вопросами, "чем партийные генералы, были готовы идти и дальше, вплоть до активного участия в терроризме
. Это проявилось особенно ярко после взрыва массовых выступлений в 1905 году, когда в нескольких центрах еврейского радикализма, таких, как Одесса, бундовские боевые действия были более успешны, чем выступления местных эсеров(133). Полицейский источник недаром не усматривает противоречия в описании одного еврейского революционера как одновременно «серьезного бундовца» и «убежденного террориста»(134).

Как и в других революционных группах, месть была одним из главных мотивов политических убийств, совершенных членами Бунда, особенно если речь шла о служащих полиции и коллаборационистах. И во многих случаях члены Бунда, в явном противоречии с традиционным марксистским мышлением, прибегали к актам кровавого возмездия.

Хотя члены бундовских организаций на местах чаще всего прибегали к терактам в целях мести, наказания и избежания ареста(139), в некоторых случаях политические убийства практиковались ими и для того, чтобы устрашить и затерроризировать своих врагов до состояния полного паралича. Это особенно выявилось во время кризиса 1905–1907 годов, когда в ситуации постоянной борьбы между правительственными силами и силами революции многие радикалы предпочли прямые действия своим теоретическим принципам. Бундовцы не были исключением. Активные члены Бунда на местах (например, в Гомеле) совершали нападения на тех, кого они считали защитниками царского режима, терроризируя «полицию, войска и все благонамеренное русское население»(140).

Но не все жертвы бундовцев были активными противниками революции: в маленьком городе Сувалки полицейский чин был серьезно ранен ударом ножа во время обхода(141); бомбы, брошенные бундовцами, убили несколько казаков в Гомеле, а в другом случае — членов драгунского патруля в городе Борисове(142). Наиболее уязвимые рядовые служащие полиции представляли собой особенно привлекательные мишени для террористов из Бунда(143), и даже бундовские лидеры чувствовали себя обязанными признать, что многочисленные «нападения на солдат… вызывают раздражение армии против революционного движения».

Бунд выбирал в принципе те же мишени, что и другие террористы. Отличалась же его деятельность тем, что партия действовала в основном в еврейских местечках или недалеко от них и почти никогда в столицах, а многие террористические выступления объявлялись частью политики защиты от погромов. С этой целью члены Бунда организовывали так называемые «отряды еврейской самообороны», якобы исключительно для защиты мирного населения в черте оседлости от антиеврейских выступлений(152). На деле же эти отряды часто занимались политическим терроризмом против правительства и его сторонников.


О сионистах, напротив, Гейфман пишет крайне скудно (даже покушение Дашевского у нее не упоминается): "Сионистская социалистическая рабочая партия, рассматривали террор как приемлемый метод в борьбе против существующего строя". Однако не Гейфман единой жив человек, но и другими источниками. Вот, к примеру, уже цитировавшиеся в этом ЖЖ мемуары Бен-Циона Динабурга, будущего израильского министра, а в годы первой русской революции - активиста СЕРПа.

Войдя, я застал конец выступления Шейна. Товарищи рассказали мне о его точке зрения, которая уже была мне знакома. Он выдвигал радикальные требования. Он не просто соглашался с проведением карательных акций в ответ на каждый погром, но требовал их: «В этом мы проверим себя. Необходимо отвечать на еврейские погромы таким образом, чтобы весь мир узнал, что появилось новое поколение евреев, революционное поколение, поколение, стремящееся к избавлению от галута. Самооборона бессильна против вооруженной полиции и армии? Да, бессильна! Погромам нельзя воспрепятствовать. Но можно наказать погромщиков. Еврейская кровь – не вода! Смертная казнь – организаторам погромов, ответственным за них! Следует проверить, разобраться и выяснить их вину, меру их вины, вынести приговор и привести его в исполнение, и кровь их падет на их головы. Если мы не пойдем по этому пути, мы ничем не лучше наших предков. Мы хуже их, мы не бойцы еврейской революции, а ее губители. И останемся человеческим прахом».

Среди остальных выступавших по этой проблеме на меня произвел впечатление Зелиг из Ветки, небольшого городка возле Гомеля. На другом берегу реки Саж. Он был рабочим, высоким и крепким, говорил скупо, не гладко и тяжеловесно. «У нас, – сказал Зелиг, – действуют согласно правилам, которые установил Лейзер (Шейн). Был у нас пристав, и он – это доказано – принимал участие в организации погромов. Мы решили его ликвидировать («им авек лейгн») и спустя два дня отослали его к праотцам, чтобы он предстал перед высшим судом. Мы немного разбираемся в таких делах»

Это - то, что находится на одной ноге. Дополнительные материалы по теме всячески приветствуются, особенно в виде линков. Вывод же и так очевиден.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments