о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

С рабочего стола: патриархат и настоящие еврейские женщины

Навеяно обсуждением в дружеском журнале.

Сначала - небольшая вводная: согласно Торе, после рождения девочки женщина считается ритуально нечиста вдвое дольше, чем после рождения мальчика: «Если женщина зачнет и родит мальчика, то она нечиста будет семь дней, как во дни отлучения ее по обычной болезненности ее будет она нечиста… Если же она девочку родит, то она нечиста две недели» (Ваикра, 12:2,5). Как и со всем, чтон связано с ритуальной чистотой, почему это так, можно только догадываться. Однако в Талмуде этому приводится весьма циничное объяснение:

Спросили ученики у р. Шимона бар Йохая: почему после рождения сына женщина считается нечистой семь дней, а после рождения дочери - четырнадцать дней? Ответил р. Шимон: рождению сына все рады, поэтому женщина смягчается уже через семь дней; и никто не рад рождению дочери, поэтому она смягчается только через четырнадцать дней" (Нида 31б).

Удивляться тут, разумеется, нечему: подобно всем тогдашним культурам, талмудический иудаизм был глубоко патриархальным и "шовинистический". В отличие от воинствующих феминисток, даный квантор всеобщности позволяет мне не слишком от этого напрягаться: время было такое, еврейская женщина не имела плюс-минус тех же прав, что и греческая или римская. Однако у тех, кто пытается продать традиционный иудаизм современной публике, порой таки возникает проблема, поскольку в однобортном сейчас уже совсем не своюют. И в результате товарищам приходится прилагать титанические усилия, чтобы это как-то затушевать, а если шила в мешке совсем не утаить - придумать ему какое-нибудь красивое, возвышенное объяснение.

Объясняя вышеприведенный закон Торы, Коцкий ребе выдвинул следующее предположение:

Причину, почему роженица становится ритуально нечистой, можно объяснить в соответствие со словами мудрецов, благословенной памяти (Таанит, 21а): Три ключа остались в руках Святого, благословен Он, и не были переданы Его посланникам, и один из них – ключ деторождения, как сказано: «И вспомнил Б-г о Рахели, и услышал ее Б-г, и отверз утробу ее» (Берешит, 30:22) – сам Святой, благословен Он, отверз ей утробу. Из этого следует, что когда женщина рожает, там присутствует Высшая Святость. Когда же ребенок появляется на свет, святая Шхина уходит, а всюду, откуда уходит Шхина, на ее месте рождается ритуальная нечистота.

В рамках определенной каббалистической парадигмы это объяснение не лучше и не хуже других. Однако составители брошюры сопроводили его следующим примечанием, которое я, пожалуй, приведу в оригинале:

The Kotzker Rebbe does not explain why the tumah is longer after the birth of a female. Susan Handelman speculates that “that the reason the birth of a female involves a longer period of nidah is that a female contains within her the G-dly power to create yet another new life from ‘nothing.’ Because of this higher potential for holiness, there can be more tum’ah” (“Tumah and Taharah: Mystical Insights,” in Total Immersion, p. 64).

Идея, что зачатие и деторождение как-то связаны с творением ex nihilo, сама по себе удивительно прекрасно - насколько я знаю, в истории был всего один такой случай, да и то уважаемой Съюзен верить в это не положено. Однако тот факт, что именно женщина - причем не просто, а целый университетский преподаватель пытается завернуть известную субстанцию в яркую красивую обертку, доставляет все-таки гораздо больше.
(Правда, во многих ортодоксальных общинах женщины Талмуд не учат, так что теоретически соответствующее место в Талмуде она может просто не знать. Но с другой стороны - университетский преподаватель).

И раз уж речь пошла о - не могу не вспомнить пиесу "Вера", о которой аз, многогрешный, писал вчера. Ибо произведение сие прекрасно, и и когда аФФтар несет бред, и когда говорит чистую правду. Например, в пиесе несколько раз повторяется, что в советскую школу дети не ходят, но сыновьям мать нанимает учителя (ребе). Однако помимо сыновей у нее три дочери. Как вы думаете, есть ли в пьесе (для женской школы!) хоть намек, что кто-то занимается их образованием.

Или вот такая цитата, которой позволю себе закрыть тему:

(Парк. Появляются Марьяша, Эльханан и дети с корзинками для пикника).
Марьяша: Шула, Рохл, Роза, пожалуйста, идите сюда и помогите мне накрыть.
Шула и Роза: Сейчас, мамочка.
Эльханан: Бенцион, Янкель, Залман, пойдем поиграем в догонялки.
(Мужчины начинают играть, пока девочки накрывают поляну).
Subscribe

  • Current reading. В синагогу с топором

    Не заходя под кат - какие мысли у вас возникнут, когда вы прочтете/услышате, что некто забрался ночью в ночью в синагогу, вооружившись топором?…

  • Current reading. Забытые воинские традиции

    Читаючи воспоминания Георгия Алексеевича Римского-Корсакова, обнаружил что этот, казалось бы, очень достойный человек (вольноопределяющийся…

  • Current reading: выбор веры

    Возобновляя традиции мини-свояка. Прочитав по наводке уважаемого mezeh'a производственный роман одного Нобелевского лаурета, выяснил,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments

  • Current reading. В синагогу с топором

    Не заходя под кат - какие мысли у вас возникнут, когда вы прочтете/услышате, что некто забрался ночью в ночью в синагогу, вооружившись топором?…

  • Current reading. Забытые воинские традиции

    Читаючи воспоминания Георгия Алексеевича Римского-Корсакова, обнаружил что этот, казалось бы, очень достойный человек (вольноопределяющийся…

  • Current reading: выбор веры

    Возобновляя традиции мини-свояка. Прочитав по наводке уважаемого mezeh'a производственный роман одного Нобелевского лаурета, выяснил,…