В начале сентября был ранен выстрелом Столыпин, российский премьер-министр, – в киевском театре, во время антракта, на спектакле, где присутствовал и царь. Стрелял христианин еврейского происхождения – адвокат Богров, внук русско-еврейского писателя Богрова. Богров был членом партии эсеров и при этом сотрудничал с охранным отделением. Примерно через неделю Столыпин умер. В стране ждали начала погромов. Их удалось избежать только благодаря немедленному вмешательству Коковцова, преемника Столыпина.
Для тех, кто в теме, они очевидны. Остальные традиционно могут попробовать угадать их без помощи Гугля.
2. Читаючи кничу Пьера Паскаля Протопоп Аввакум и начало Раскола , ничего нового о мятежном протопопе пока не узнал. Зато узнал два интересных факта, касающихся кадровой политики патриарха Филарета Микитича Романова, отца царя Михаила. (Некоторое время назад это имя уже появлялось в этом ЖЖ - тогда мы приводили цитату о его заигрываниях с протестантами).
Первый факт касается Киприа́на тарорусенникова, епископа Тобольского и Сибирского, позже митрополита Новгородского. Если верить Виикипедии, то был муж правды и совета, который "Неусыпно заботился о прекращении беспорядков и безнравственности как среди духовенства, так и среди русских поселенцев, об обращении в православие местных язычников, об устройстве церквей и монастырей и об улучшении быта казаков". Паскаль же пишет о нем иное:
В феврале 1622 г. в послании архиепископу Киприану Филарет пространно жалуется на постыдные нравы сибиряков: они не соблюдают постов, они без стыда сожительствуют с некрещеными мусульманками, они женятся на близких родственницах, отдают за деньги своих жен; привозят женщин из России для продажи, а священники благословляют новые союзы; монахи и монахини сожительствуют с мирянами и ничем от них не отличаются, а сам архиепископ бездеятелен! Патриарх резко порицает его за это[135]; однако спустя пять лет мы видим этого самого Киприана на втором по значению – митрополичьем – престоле Руси, именно в Новгороде. А каково его поведение здесь?
Он обременяет духовенство тяжелыми налогами – шесть рублей за посвящение в священники, три рубля – за посвящение в дьяконы – огромные суммы для того времени. Далее, он освобождает из тюрьмы и восстанавливает в правах настоятеля одного монастыря, заключенного за убийство двух дворян, использует для личной выгоды деньги и драгоценности архиепископской казны, конфискует и раздает своим родственникам владения купечества, по своей собственной прихоти вносит изменения в богослужение, разрешает разводы и повторные браки разведенных, разоряет своих и царских крестьян, заставляет избивать их кнутом без всякого основания, присваивает себе незаслуженные почести и титул государя, занимается совместно со Швецией контрабандой, избивает палками царских слуг, осмеивает послания Филарета[136]. Все это не мешает ему господствовать в Новгороде с 1627 года до своей смерти, 17 декабря 1634 года[137].
Вот что происходило в его огромной епархии, которая простиралась вплоть до Белого моря: приходы в приморской Лапландии, а также в вотчине Соловецкого монастыря отказываются подчиняться посланцам митрополита; расстриженные монахини выходят замуж и рожают детей, так же, вне закона, рожают вдовы и девушки; среди мирян многие сожительствуют с женщинами вне брака, а другие, покинув свою первую супругу и детей, без благословения Церкви, содержат других женщин. И это продолжается в течение десяти лет и более, в то время как их жены сожительствуют с другими мужчинами и имеют от них детей. А священники этих областей служат без разрешения, не представляют и не посылают на подпись свои ставленые грамоты и держатся свободно в отношении браков[138].
Второй припер касается деятеля еще более интересного - бывшего епископа Владимир-Волынского Иосифа Курцевича. В России сей богомолец оказался при весьма невнятных обстоятельствах - бежал из Польши спасаясь не то от "преследования властей и униатов", не то, наоборот, от православных, обвинявших его в униатстве. Однако в Московии Курцевич убедил всех в своей политической благонадежности, стал архиепископом Суздальск - и закудесил:
Действуя во главе своих слуг и приближенных, которые прибыли с ним вместе с Юга, он фактически тратил все время на разорение своей епархии, грабил мест ные кожевенные заводы, убивал и вешал купечество, насиловал девушек, а во время постов отчаянно кутил у себя дома со своими любовницами. Все это получило полную огласку, и в 1630 году о нем донесли царю. Но патриарх взял виновного под свою защиту[139].
Правда, в отличие от Киприана, в данном случае после смерти Филарета награда нашла героя - царским указом он был лишен святительского сана и сослан в монастырь. Соответствующая царская грамота, с перечислением подвигов благочестия, дошла до нас и опубликована. Не могу сказать, что это посильнее "Фауста", но безусловно, внушаитЬ:
И ты сан своего епископства разтленным своим житьем и невоздержаньем презрел и священная апостольская правила и святых отец предания ни во что обратил: с тою Ондрюшкиною женою Берматцкого учал жить в одних хоромех по мирскому обычью, и пить, и есть, и тешитца с нею учал беззазорно, кабы забыв праведного суда Божия. И тое де Ондрюшкину жену называл ты себе сестрою ложно, а онаде тебе не сестра — наложница, и в Литведе ты с нею блудно жил. Да и многие на тебя дворовые и сторонние люди сказывали, как к тебе приводил Ондрюшка Голубовской жену свою на блуд, а на новгородцкое подворье приводили к тебе попову дочь девку Окульку
на смешение блудное, а после того на резанское подворье приводили к тебе на блуд черницу...А строитель твой Варлам Соколовской также, ездячи от тебя по понизовым городом, многих людей мучил, и побивал до смерти, и вешал бес покаянья, и дев и жон осквернял.