о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

Current reading: из еврейской и русской истории

1. Продолжая почитывать мемуары Бен-Циона Динура-Динабурга, в очередной раз убедился, сколь все-таки ненадежна человеческая память, даже если речь идет о профессиональном маститом историке. Ибо в какой-то момент Динур упомянул он убийстве Столыпина - и в нескольких строчках умудрился сделать две ошибки.

В начале сентября был ранен выстрелом Столыпин, российский премьер-министр, – в киевском театре, во время антракта, на спектакле, где присутствовал и царь. Стрелял христианин еврейского происхождения – адвокат Богров, внук русско-еврейского писателя Богрова. Богров был членом партии эсеров и при этом сотрудничал с охранным отделением. Примерно через неделю Столыпин умер. В стране ждали начала погромов. Их удалось избежать только благодаря немедленному вмешательству Коковцова, преемника Столыпина.

Для тех, кто в теме, они очевидны. Остальные традиционно могут попробовать угадать их без помощи Гугля.

2. Читаючи кничу Пьера Паскаля Протопоп Аввакум и начало Раскола , ничего нового о мятежном протопопе пока не узнал. Зато узнал два интересных факта, касающихся кадровой политики патриарха Филарета Микитича Романова, отца царя Михаила. (Некоторое время назад это имя уже появлялось в этом ЖЖ - тогда мы приводили цитату о его заигрываниях с протестантами).

Первый факт касается Киприа́на тарорусенникова, епископа Тобольского и Сибирского, позже митрополита Новгородского. Если верить Виикипедии, то был муж правды и совета, который "Неусыпно заботился о прекращении беспорядков и безнравственности как среди духовенства, так и среди русских поселенцев, об обращении в православие местных язычников, об устройстве церквей и монастырей и об улучшении быта казаков". Паскаль же пишет о нем иное:

В феврале 1622 г. в послании архиепископу Киприану Филарет пространно жалуется на постыдные нравы сибиряков: они не соблюдают постов, они без стыда сожительствуют с некрещеными мусульманками, они женятся на близких родственницах, отдают за деньги своих жен; привозят женщин из России для продажи, а священники благословляют новые союзы; монахи и монахини сожительствуют с мирянами и ничем от них не отличаются, а сам архиепископ бездеятелен! Патриарх резко порицает его за это[135]; однако спустя пять лет мы видим этого самого Киприана на втором по значению – митрополичьем – престоле Руси, именно в Новгороде. А каково его поведение здесь?

Он обременяет духовенство тяжелыми налогами – шесть рублей за посвящение в священники, три рубля – за посвящение в дьяконы – огромные суммы для того времени. Далее, он освобождает из тюрьмы и восстанавливает в правах настоятеля одного монастыря, заключенного за убийство двух дворян, использует для личной выгоды деньги и драгоценности архиепископской казны, конфискует и раздает своим родственникам владения купечества, по своей собственной прихоти вносит изменения в богослужение, разрешает разводы и повторные браки разведенных, разоряет своих и царских крестьян, заставляет избивать их кнутом без всякого основания, присваивает себе незаслуженные почести и титул государя, занимается совместно со Швецией контрабандой, избивает палками царских слуг, осмеивает послания Филарета[136]. Все это не мешает ему господствовать в Новгороде с 1627 года до своей смерти, 17 декабря 1634 года[137].

Вот что происходило в его огромной епархии, которая простиралась вплоть до Белого моря: приходы в приморской Лапландии, а также в вотчине Соловецкого монастыря отказываются подчиняться посланцам митрополита; расстриженные монахини выходят замуж и рожают детей, так же, вне закона, рожают вдовы и девушки; среди мирян многие сожительствуют с женщинами вне брака, а другие, покинув свою первую супругу и детей, без благословения Церкви, содержат других женщин. И это продолжается в течение десяти лет и более, в то время как их жены сожительствуют с другими мужчинами и имеют от них детей. А священники этих областей служат без разрешения, не представляют и не посылают на подпись свои ставленые грамоты и держатся свободно в отношении браков[138].


Второй припер касается деятеля еще более интересного - бывшего епископа Владимир-Волынского Иосифа Курцевича. В России сей богомолец оказался при весьма невнятных обстоятельствах - бежал из Польши спасаясь не то от "преследования властей и униатов", не то, наоборот, от православных, обвинявших его в униатстве. Однако в Московии Курцевич убедил всех в своей политической благонадежности, стал архиепископом Суздальск - и закудесил:

Действуя во главе своих слуг и приближенных, которые прибыли с ним вместе с Юга, он фактически тратил все время на разорение своей епархии, грабил мест ные кожевенные заводы, убивал и вешал купечество, насиловал девушек, а во время постов отчаянно кутил у себя дома со своими любовницами. Все это получило полную огласку, и в 1630 году о нем донесли царю. Но патриарх взял виновного под свою защиту[139].

Правда, в отличие от Киприана, в данном случае после смерти Филарета награда нашла героя - царским указом он был лишен святительского сана и сослан в монастырь. Соответствующая царская грамота, с перечислением подвигов благочестия, дошла до нас и опубликована. Не могу сказать, что это посильнее "Фауста", но безусловно, внушаитЬ:

И ты сан своего епископства разтленным своим житьем и невоздержаньем презрел и священная апостольская правила и святых отец предания ни во что обратил: с тою Ондрюшкиною женою Берматцкого учал жить в одних хоромех по мирскому обычью, и пить, и есть, и тешитца с нею учал беззазорно, кабы забыв праведного суда Божия. И тое де Ондрюшкину жену называл ты себе сестрою ложно, а онаде тебе не сестра — наложница, и в Литведе ты с нею блудно жил. Да и многие на тебя дворовые и сторонние люди сказывали, как к тебе приводил Ондрюшка Голубовской жену свою на блуд, а на новгородцкое подворье приводили к тебе попову дочь девку Окульку
на смешение блудное, а после того на резанское подворье приводили к тебе на блуд черницу...А строитель твой Варлам Соколовской также, ездячи от тебя по понизовым городом, многих людей мучил, и побивал до смерти, и вешал бес покаянья, и дев и жон осквернял.
Subscribe

  • Current reading. Снова о Вагнере и евреях

    Из книги Говарда Сахара "Dreamland: Europeans and Jews in the Aftermath of the Great War", которую аз, многогрешный, сейчас читаю. 24 июня 1922…

  • Current reading. Высшая похвала

    Прочитанный в выходные сборник воспоминаний об Ильфе и Петрове оказался довольно малоинтересным; даже удивительно, что столько талантливых людей…

  • Гоголь откошерованный

    Помнится, на каком-то турнире игрался вопрос про советскую биологическую энциклопедию, в которой утверждалось, что "Панкратиум растет в сухих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments