А Илиодор исполнял предположенное.24 Когда же он с вооруженными людьми вошел уже в сокровищницу, Господь отцов и Владыка всякой власти явил великое знамение: все, дерзнувшие войти с ним, быв поражены страхом силы Божией, пришли в изнеможение и ужас,25 ибо явился им конь со страшным всадником, покрытый прекрасным покровом: быстро несясь, он поразил Илиодора передними копытами, а сидевший на нем, казалось, имел золотое всеоружие.26 Явились ему и еще другие два юноши, цветущие силою, прекрасные видом, благолепно одетые, которые, став с той и другой стороны, непрерывно бичевали его, налагая ему многие раны.27 Когда он внезапно упал на землю и объят был великою тьмою, тогда подняли его и положили на носилки. Источник
До недавнего времени никаких ассоциаций этот текст у меня не вызывал, хотя загадочные "два юноши, цветущие силой", и вызывали некоторое недоумение - еврейская традиция вроде как таких не знает. Однако в этом году аз, многогрешный, прочел ЖЗЛ-овскую биографию Геродота. Где, среди прочего, приводится его рассказ о том, что произошло в знаменитом Дельфийском святилище Аполлона, когда к нему приблизилась персидское войско:
Варвары между тем были уже близко и издали могли видеть святилище.... А когда персы поспешно достигли храма Афины Пронеи, случилось еще более великое чудо, чем это. Конечно, весьма удивительно, что боевое оружие появилось само собой и лежало перед храмом. Однако то, что последовало за этим, было самым удивительным знамением из всех. Ибо в то самое мгновение, когда варвары появились у святилища Афины Пронеи, с неба пали перуны (молнии. — И. С), а с Парнаса со страшным грохотом низверглись две оторвавшиеся вершины и поразили множество персов. Из храма же Афины Пронеи раздавались голоса и боевой клич. Все эти чудесные знамения повергли варваров в ужас. Дельфийцы же, лишь только заметили бегство врагов, спустились с гор и многих перебили. Оставшиеся в живых персы бежали прямым путем вплоть до Беотии. По возвращении к своим, как я узнал, эти варвары рассказывали еще и о других явленных им знамениях: два воина выше человеческого роста преследовали их и убивали.
Это были, по словам дельфийцев, два местных героя — Филак и Автоной, храмы которых находятся поблизости от святилища Аполлона: Филака — на самой улице выше святилища Пронеи, Автоноя же — недалеко от Кастальского источника у подножия крутого утеса Гиампии. А низвергнувшиеся с Парнаса обломки скал уцелели еще и до нашего времени и поныне лежат в священной роще Афины Пронеи, куда они стремительно обрушились, прорвав ряды варваров. Так-то произошло отступление отряда персов от дельфийского святилища» (VIII. 35–39). Источник
Поскольку II Маккавейская книга писалась для грекоязычных евреев диаспоры, обращение к классическим образцам была совершенно уместной. Но все равно, мифологические греческие герои, спасающие Иерусалимский Храм от греческого царя - это удивительно прекрасно. Особенно в свете популярного мифа о Хануке как "борьбе с эллинизмом".
P.S. Ну и чтобы два раза не вставать, процитирую здесь найденные нееврейские источники, связанные с событиями Хануки. Ничего принципиально нового по сравнению с еврейскими они не сообщают, но зато подтверждают минимум две вещи, упомянутые в Маккавейских книгах: 1. Религиозные гонения. 2. Союз с Римом.
1. Тацит
Во время господства македонян царь Антиох попытался было искоренить столь распространенные среди них суеверия и ввести греческие обычаи, чтобы хоть немного улучшить нравы этого мерзкого племени, но тут начался мятеж Аршакидов, и вспыхнувшая парфянская война не дала ему довести до конца начатое дело
2. Диодор Сицилийский
А так как Епифан был потрясён такой ненавистью, направленной против всего человечества, он поставил перед собой цель уничтожить их традиционный уклад. (4) Соответственно, перед изображением основателя и перед алтарём бога под открытым небом он принёс в жертву большую свинью и вылил кровь на них. Затем, подготовив тушу, он приказал священные книги, содержащие ксенофобские законы, окропить мясным отваром, лампу, которую они называют бессмертной и которая постоянно горит в храме, погасить, а первосвященник и остальные евреи были принуждены отведать мясо.
Пересказывая все эти события, друзья настоятельно советовали Антиоху положить конец этой расе, либо, в противном случае, отменить их законы и заставить изменить своё поведение. (5) Но царь, будучи великодушным и кротким человеком, взял заложников, но отклонил обвинения против евреев, как только взыскал обусловленную дань и разобрал стены Иерусалима.
3. Юстин
Сперва иудеев покорил персидский царь Ксеркс. Затем вместе с персами они отошли к Александру Великому и, находясь долгое время под властью македонской державы, были подчинены Сирийскому царству. (9) Когда они отложились от Деметрия, они добились дружбы с римлянами и первые из восточных народов получили [от них] свободу, так как римляне в то время щедро раздавали чужое Добро.
Если кто-то знает другие источники, всегда буду рад узнать что-то новое.