Ибо дело не только в то, что, как известно, "чудо с маслом", ставшее в традиционном еврейском дискурсе центральным элементом праздника, упоминается только в очень позднем источнике (Талмуде), ранние же еврейские и нееврейские источники о нем не знают. (Обзор еврейских источников здесь, нееврейскими, которые смог найти, могу поделиться в комментах). Главная проблема - что некоторые итих источников упоминают о ДРУГИХ чудесах, связанных с событиями Хануки. А автор одного из них прямо заявляет, что его намерение - поведать о бывших с неба явлениях тем, которые подвизались за Иудеев столь ревностно, что, быв весьма малочисленны, очищали всю страну и преследовали многочисленные толпы неприятелей.
В общем, не хочу быть категоричным, но боюсь, что это позволяет сделать окончательный вывод о характере талмудического рассказа о чуде. Разумеется, это нисколько не мешает ни праздновать Хануку, ни зажигать свечи, ни даже произносить традиционное благословение "за чудеса". Однако у тех, для кого "ортодоксия" означает правоверие, здесь таки могут возникнуть проблемы.
Разумеется, большинство правоверных иудеев, полагаю, и сегодня пребывают в блаженном неведении касательно этой источниковедческой подлянки. (К сожалению, работая из дома, этого не проверишь. Желающие могут опросить религиозных коллег и знакомых, и поделиться результатом, будет, думаю, интересно). Однако те, кого все-таки предупредили - было бы крайне интересно узнать, что они думают, что детям говорят, и т.д.
И кстати, о детях: тал же было бы очень интересно, обсуждают ли эту проблему в религиозных школах (хотя бы в старших классах), йешивах. на программах доармейской подготовки, и т.д. Но опять же, выхода на эту систему у меня пока нет.