о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Current reading: настоящий экуменизм и патриарх-кальвинист

О том, что вокруг, писать не хочется, поэтому поговорим о книгах. На днях аз, многогрешный, дочитал монументальную советскую монографию - Тридцатилетняя война и вступление в неё Швеции и Московского государства. — М.: Наука, 1976. академика Поршнева.

Монография (в тех главах, где автор излагает результаты своих изысканий, а не строит марксистские схемы всего) весьма и весьма интересная, и даже меняющая представление о роли России в Тридцатилетней войне. Особенно же порадовали три момента.

Во-первых, говоря о русской внешней политике, Поршнев постоянно использует термины "отвоевание" или "воссоединение", и вообще заявляет, что "говоря о внешней политике Московского государства, мы вправе сказать, что она не была агрессией, а являлась борьбой за возвращение земель, утраченных в эпоху исторического ослабления Руси под монгольским игом". При этом несколькими страницами выше он же, ничтоже сумняшеся, пишет, что по плану патриарха Филарета, "Западная граница России должна пройти по линии «от Полоцка вниз по реке Двине 20 верст к Риге, и от того места [до точки] по реке по Немани вверх выше Городка [Гродно] 20 же верст, и от того места от Немани до реки Днепра [до точки] ниже Киева 100 верст, и вниз тою рекою до Черного моря» - т.е. Москва претендовала на земли, Московскому государству отродясь не принадлежавшие.

В качестве объяснения своих претензий Филарет писал, что все эти земли - "искони вечные отчины великого государя нашего его ц.в-ва", т.е. бывшие земли дома Рюрика. И кондовый марксист Поршнев, судя по всему, искренне следует этой династической логике.
Марксист-династист - разве это не прекрасно.

Во-вторых, в книге приведено совершенно прекрасное определение экуменизма. Помните советский анекдот про "дружбу народов"? Так вот, с экуменизмом, оказывается, все тоже самое:

B aнтикатолических церковных и политических кругах активно развивались планы сплочения и соединения в единую силу всех некатолических церквей. Между лютеранством, кальвинизмом, англиканством существовала глубочайшая рознь. Устранить ее хотя бы ценой далеко идущих уступок в вопросах вероучения и культа — таков был единственный путь к победе над общим
противником, по мнению деятелей объединительного движения. Но дело уже не могло сводиться
к новому этапу в истории Реформации — соединению реформированных церквей. Идеология движения неминуемо должна была принять эйкуменистский характер; выступить как идея объединения всех христианских церквей путем совместного сокрушения единственной из них,признаваемой еретической, а именно римско-католической церкви. Иными словами,и логика движения, и реальное соотношение сил обязательно требовали включения в это церковное единство и греко-православной церкви.


А в-третьих, благодаря книге аз, многогрешный, узнал о совершенно потрясающем, видимо, персонаже - Вселенском патриархе Кирилле Лукарисе. Вот что пишет о нем Поршнев:

Вокруг его имени в исторической и церковной литературе до сих пор кипит борьба мнений. Но является окончательно доказанным, что константинопольский патриарх решился на полное слияние православного и кальвинистского вероучений, несмотря на противодействие немалой части греческого духовенства. В 1629 г. он опубликовал «Confessio» («Исповедание веры»),куда были включены основные догматы кальвинизма. Кирилл Лукарис находился в теснейших связях с женевскими, голландскими,английскими, немецкими, венгерскими, французскими кальвинистами. Он вступил в сношения и с крупнейшими поборниками объединительного протестантского движения в Европе, в том числе с Густавом-Адольфом, Акселем Оксеншерной, Бетленом Габором. Его ближайшими сподвижниками и в известной мере духовными руководителями в ожесточенной и полной драматизма борьбе были находившиеся в Константинополе голландский посол Корнелей Хага и женевский пастор и богослов Антон Лежер. Папство и орден иезуитов делали все мыслимое для дискредитации Кирилла Лукариса и низложения его с патриаршего престола; последнего им удавалось добиться несколько раз путем всяческого давления на двор султана Мурада IV, но Кирилл Лукарис каждый раз победоносно возвращался на свой пост, пока не был убит в 1638 г.

Очень хочется почитать об этом человеке подробнее. (Кажется, hgr упоминал о нем в своей книге, но точно без подробностей). Тем более, что, по Поршневу, у этого сюжета есть и русская составляющая. Да еще какая!

До сих пор оставался совершенно не затронутым исследователями вопрос о том, знал ли русский патриарх Филарет Никитич, занимавший формально второе, а фактически едва ли не первое место среди православных иерархов, о реформе, предпринятой Кириллом Лукарисом, и как он к ней относился. Архивные документы говорят лишь об их самых тесных и частых связях: обмене посланиями по различным частным вопросам, отправлении друг к другу надежных лиц с
устными сообщениями, не доверявшимися бумаге. По-видимому, многое из переписки двух патриархов, как и вообще из бумаг Филарета Никитича, было уничтожено сразу после его смерти и в дальнейшем. И все-таки всесторонний анализ церковной и политической деятельности Филарета Никитича заставляет в настоящее время с большим основанием предполагать, что он был посвящен в замысел Кирилла Лукариса и поддерживал этот замысел, хотя и с большой осторожностью. Неизбежно последовавшие в конце концов разоблачения,может быть, следует связать с его скоропостижной смертью в октябре 1633 г.

Совершенно случайно сохранившийся в архиве Посольского приказа отрывок из разоблачений, сообщенных шведским гонцом Вассерманом в марте 1634 г.,говорит о том, что патриарх Филарет Никитич заказал Жаку Русселю за крупную сумму организовать перевод на русский язык кальвинистского «служебника», что и было выполнено. По всей вероятности, ко времени Филарета Никитича относится и найденная финским историком Бёкманом в архивах Хельсинки рукопись перевода на русский язык кальвинистского голландского катехизиса. Этот компрометирующий покойного патриарха Филарета Никитича документ сохранился среди личных бумаг Артамона Матвеева, активного продолжателя внешней политики Филарета Никитича во второй половине XVII в.
Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…