о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

  • Music:

Current reading. Вечные скрепы

Читаю несколько суховатую и занудноватную, но в целом интересную монографию «Черные кабинеты» История российской перлюстрации. XVIII – начало XX века, обнаружил еще одно подтверждение, что в России есть и другие вечные истины, помимо дорог, их пользователей и отношения к казенным средствам.

В одном из перлюстрированных писем некий служащий рязанской земской управы сообщал некоему Орлову в Швейцарию об торжествах в связи крупным событием тогдашней жизни:

Заготовили список имен представителей земства, дворянства; список этот передается губернатору, а тот передает жандармам, которые будут налагать свое veto! Служащий со мной рассказывал, как у него в доме делали обыск: в доме, во дворе, в погребах, в подполье, и подобные обыски делаются у всех живущих близ линии. В день приезда [царя] приказано вывесить всем флаги. Много народу живет в лачужках: это просто нищие, коим есть нечего; сколько они ни просили, протестовали, кричали, что не на что, – но на это кричали вдвойне, чтобы флаг был, иначе будет плохо. На все дома, стоящие близ линии, в день проезда на окнах наложены будут печати, дабы не вздумали окна отворять; выходить на крыльцо строжайше запрещено, сидеть должны все в комнатах. <…> Вот как встречаем мы кормильца-царя!

Желающие поугадывать могут, не заходя под кат, попробовать угадать, о каком событии идет речь.

Под катом же отметим, что автор письма если и преувеличивает, то, скорее всего, не сильно. Ибо распоряжение губернатора в связи с организацией тогдашних торжеств.

Приказ жителям селений по пути высочайшего следования от г. Арзамаса в Саровскую пустынь и Дивеевский монастырь и обратно
1. Жители каждого селения, чрез которое будет следовать высочайший проезд, собираются у своей околицы к определенному часу, который будет указан земским начальником, в район которого входит соответствующее селение, и группируются там по обе стороны дороги.
Сельский староста, сотские и десятские проверяют, чтобы никто из посторонних, к жителям селения не принадлежащий, в группе не был. Если же случайно кто-либо из посторонних явится и не будет времени его совсем удалить, то он становится за группу под надзор полиции или благонадежных лиц.
От линии проезда группы стоят около десяти саженей.
Расходиться жители могут с разрешения старшего полицейского офицера, когда последний экипаж скроется из вида.
5. При въезде в селение разрешается жителям устраивать арки и украшать дома свои зеленью и флагами.

Кстати, с интересом узнал, что с этим же событием были связаны обстоятельства, заставляющие вспомнить Достоевского и даже Довлатова:

В 1902 и 1903 годах были проведены два секретных обследования останков старца, но нетленного тела в гробу не оказалось, а по широко распространенному народно-православному представлению мощи святого предполагают нетленность его останков. Между тем в июне 1902 года императрица Александра Федоровна настоятельно потребовала канонизации старца. Тамбовский епископ Дмитрий был смещен с кафедры за отказ подписать акт, содержавший ложные утверждения. В результате в июне 1903 года были опубликованы «Акт освидетельствования мощей» и статья митрополита петербургского Антония (Вадковского) «Необходимое разъяснение». В ней митрополит разъяснял ошибочность обыденного представления о мощах, подчеркивая, что «святость старца Серафима определялась не свойством его останков, а верою народа и многочисленными чудесами». 19 июля 1903 года было объявлено о канонизации старца.

На деле, как показывает перлюстрация, даже в кругах российской верующей элиты имелись немалые сомнения и выраженный критический настрой в отношении этого события. Директор императорского лицея А.П. Соломон писал в конце июня отцу в Рязанскую губернию: «В Петербурге много разговоров по поводу мощей Св. Серафима. Опасаются, что отсутствие нетленного тела может вызвать в народе соблазны. Рассказывали, что монахи Саровской пустыни были против открытия мощей, говоря, что “мощей нет”.

В начале июля обер-прокурор святейшего синода Победоносцев получил анонимное письмо, которое, по всей видимости, было послано человеком вполне православным и вполне верноподданным. Автор письма обращал внимание синода на явное несоответствие между протоколом вскрытия гроба Серафима, представленным синодальной комиссией, и старыми монастырскими записями, запечатлевшими похороны саровского затворника. В протоколе синодальной комиссии было засвидетельствовано, что в руках старца находился металлический крест, а монастырские записи, послужившие источником для многочисленных житий Серафима, утверждали, что семьдесят лет назад монахи Саровской обители вложили в руки почившего в Бозе старца Серафима «финифтяное изображение преподобного Сергия».

Безымянный корреспондент обер-прокурора сделал предположение, что синодальная комиссия обрела не те мощи, что найденные в гнилой колодине «останки вряд ли принадлежат преподобному Серафиму, а по всей вероятности, Марку-затворнику, нетленное же тело преподобного Серафима еще находится в земле». Согласно монастырской летописи, Марк-затворник умер пятнадцатью годами ранее Серафима.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments