о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

  • Music:

Агиография и травма Холокоста

Закончив свой агиографический проект (и перечитав в выходные Гуревича, чтобы подтвердить свою догадку, что имел дело со старым добрым средневековым жанром Exemplum - короткий рассказ, принимаемый за истинный и предназначенный для включения в речь, с целью преподнести слушателям спасительный урок) в очередной раз убедился, что это материал совершенно бесценный. Поскольку позволяет судить как о том, что происходит в головах производителей и потребителей подобной духовности, так и о процессах, происходящих в этом обществе.

И вот один из самых красноречивых примеров. Рассказ, на первый взгляд, совершенно банален. Главный герой, польский раввин, в 1939 сумел бежать от немцев, после чего "присоединился к хабадникам, направлявшихся в Самарканд, город в Бухаре" (sic! Желающие могут попробовать угадать, какое примечание я придумал, чтобы это сгладить). После войны он оказывается в Нью-Йорке, где становится раввином синагоги.

И здесь начинается собственно Exemplum. В середине 50-х синагога, в которой не хватает места покупает прилегающее помещение у некого торговца. "В силу разных причин письменный договор составлен не был, хотя хозяину все заплатили" (кажется, я начинаю догадываться, что это за причины). Затем бывший хозяин требует это помещение назад, выигрывает суд, судебные исполнители начинают выселять синагогу - и тут, естественно, наступает хэппи энд: Металлическое распятие, которому звонарь кёльнской церкви св. Георгия Мученика не оказывал почтения, однажды ночью явилось ему и с бранью побило, так что звонарь харкал кровью на протяжении многих дней "непонятно как оторвавшаяся огромная балка упала хозяину прямо на голову", после чего тот все осознал и во всем признался.

И тут мне, грешным делом, показалось, что в 50-е годы, когда происходит действие рассказа, подобный Exemplum был бы практически невозможен. Поскольку и герои рассказа, и, главное, его слушатели и читатели слишком хорошо помнили, что произошло с сотням (!) синагог (и их прихожанами) каких-то десять лет назад. Поэтому, услышав об этом "чуде", у них не могла не возникнуть мысль: если "добрый еврейский Бог"(тм) так щепетилен по отношению к синагогам, то ГДЕ ОН БЫЛ РАНЬШЕ? Иными словами, этот пример не только не достиг бы своей цели - "укрепление веры" - но наоборот, разбередил незажившие раны и поднял самые жгучие и неудобные вопросы.

Так что появление подобных душеспасительных рассказов - ИМХО, наглядное свидетельствует, что религиозное общество успешно преодолело травму Холокоста. Так что эти события можно спокойно использовать в качестве фона или страшилок - никакой рефликсии и неудобных мыслей они больше не вызывают, по крайней мере в качестве первой естественной реакции.

И это хорошо, наверное.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments