о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

История и агиография-2: куда податься бедному крещеному еврею

В продолжение вчерашнего разговора - еще один шедевр иудейской агиографии.

Начало истории вполне банальное и более чем правдоподобное. Некий еврей крестился, чтобы стать профессором. Затем его начала мучить совесть, однако он ничего не предпринимал.

Почему? А вот почему: по мнению уважаемого агиографа,

Not only were there the obvious social and economic penalties, but in that era in Russia if a Jew who converted to Christianity were to convert back (or if a gentile converted to Judaism) it was considered a capital crime, liable to immediate execution.

Пожалуй, будь я на месте героя, я бы тоже испугался. Если бы не одно но: действие истории происходит между 1882 и 1914 годами! Сиречь в эпоху, о которой в заслуживающем доверия источнике сказано:

«В уставе о предупреждении и пресечении преступлений категорично выражено воспрещение православным принимать какую-либо иную веру (ст. 36) и дозволение лицам других христианских исповеданий принимать безвозбранно православие или, с разрешения министра внутренних дел, иную веру, но только христианскую. В связи с этими законоположениями, отступившие от христианской веры в нехристианскую и от православной в другую христианскую отсылаются к духовному начальству для увещания и вразумления; сверх того, до возвращения в прежнее исповедание, в первом случае они не пользуются правами состояния, во втором — принимаются меры для охранения их детей от совращения (уложение, ст. 185 и 188). Имея в виду, что все эти последствия не суть наказания, проект уголовного уложения подобных определений не сохраняет».

Проще говоря, максимум, чем рисковал профессор, от отправка в монастырь на увещевание. Тоже, конечно, не сахар, но на смертную казнь, ИМХО, все-таки не тянет. Хотя скорее всего, не дошло бы и до этого, просто выслали бы административным порядком.

Но это не все. Часто (и в чем-то справедливо) утверждают, что в таких историях главное - не фактическая сторона, а мораль. Так что за мораль и поговорим.

Если уважаемый профессор совсем не хотел неприятностей, в рго случае существовало простейшее решение - уехать за границу, и там жить по совести. Однако наши авторы и герои легких путей не ищут. Решив вернуться к еврейскому образу жизни, наш профессор That very night Yaakov gathered some money and a bundle of his possessions, walked out on his non-Jewish wife, and departed for parts unknown.

Будь женщина еврейкой, автор, думаю, нашел бы много слов, чтобыохарактеризовать подвиг нашего праведнега. Однако проблемы индейцев шерифа, как известно, не волнует.

В общем, мораль - что надо мораль. Первый сорт.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments