Зимой 1888-1889 года в Казани я был с Владимиром Ильичом в опере. Ставили «Дочь кардинала» (опера «Дочь кардинала» написана французским композитором Фроманталем Галеви. — Е. Г.). Места наши были где-то высоко на галерее. Мне очень ярко врезался в память этот вечер. Помню, как мы пешком возвращались из театра, как ужинали дома молоком с хлебом, не хотелось спать. Владимир Ильич все время находился под впечатлением услышанной музыки, напевал «Рахиль, ты мне дана...», еще что-то и главным образом другую арию Елиазара — «Христиан я ненавижу, их решился презирать, но теперь я прибыль вижу — можно денежки достать!». Это место ему особенно понравилось, и дома за ужином он тихо, так как другие спали, все время повторял его.
Учитывая, что детские и юношеские впечатления считаются самыми сильными - боже, сколько восхитительных теорий, объясняющих все дальнейшее, можно сделать из этой цитаты! (Даже не зная известных фактов о происхождении Ленина). Прямо жалко, что аз, многогрешный, для такого ленив и не любопытен.
Объяснение в скобках, кстати, тоже очень характерно. Книжка воспоминаний вышла в семидесятые годы, когда оперу, по понятным причинам, в Союзе уже лет тридцать как не ставили. (Равно как и "Самсона и Далилу"). Так что даже ленинская любовь не помогла.
Ну и разумеется, «Дочь кардинала» здесь - чистой воды анахронизм, поскольку до революции шла в России как "Жидовка". И так ее называли решительно все, включая самого Ленина, писавшего матери из Германии:
Был на днях в опере, слушал с великим наслаждением «Жидовку»: я слышал ее раз в Казани (когда пел Закржевский) лет, должно быть, 13 тому назад, но некоторые мотивы остались в памяти.
Цензурировать ленинское письмо в Союзе все-таки не посмели, и издали его as it. Однако что позволено Юпитеру, не позволено даже его родному брату. :)