о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

Музыкальное: зависть

Пребывая в разумьях, идти или не идти на "Царскую невесту", которую привозит московская Новая опера, с перерывом на несколько книг аз, многогрешнный, дочитал-таки Мемуары Римского-Корсакова. И обнаружил, что дедушка был не только посредственным (мягко говоря) оперным композитором, ни и редким завистником, особенно в последние годы. Причем вкус ему в этом не отказывал: всякий раз онн безошибочно отмечал именно те оперы, которые ожидал самый большой и продолжительный успех:

Вот, например, пишет он об "Иоланте" (поставленной одновременно с его "Младой", заслуженно встреченой публикой весьма прохладно):

Сложилось мнение, что «Млада» —слабое произведение, и это мнение большинства, вероятно, надолго установилось, почему я никак не жду успеха моей оперы в ближайшем будущем, а может быть, и никогда. Существует и такое мнение: «Какое, мол, нам дело до всех этих богов, духов и демонов; подайте нам, мол, драму и драму, подайте нам живых людей!» Говоря другими словами: «Подайте нам сладкопение с высокими нотами, а в промежутках задыхающийся говорок». Так или иначе, а оказалось, что оперу мою дали беспримерно мало для первого сезона, хотя все спектакли были с полными сборами. В конце сезона ее могли бы дать несколько раз, но тут помешали «Иоланта» Чайковского и «Сельская честь» Масканьи. На репетиции этих опер была и царская фамилия, и Фигнер с Медеей в них пели —и все было прекрасно. Я «Сельской чести» не слышал, а «Иоланту» слышал на репетиции и нашел, что это одно из слабейших произведений Чайковского. По-моему, все в этой опере неудачно —от беззастенчивых заимствований, вроде мелодии «Отворите мне темницу» Рубинштейна, до оркестровки, которая на этот раз сделана Чайковским как-то шиворот-навыворот: музыка, пригодная для струнных, поручена духовым, и наоборот, отчего она звучит иной раз даже фантастично в совершенно неподходящих для этого местах (например, вступление, написанное почему-то для одних духовых).

Позже "Сельскую честь" Римский-Корсаков все-таки послушал. Равно как и их близнецов "Паяцев". И тоже, в гроб сходя, благословил:

Опера Леонкавалло «Паяцы»... Опера Леонкавалло не понравилась мне. Ловко обработанный сюжет, из реально-драматических, и поистине надувательская музыка, созданная современным музыкальным карьеристом, таким же, как и Масканьи —автор «Сельской чести».

Понятно, что когда все твои оперы проходят «с почетным успехом», чужие триумфы воспринимаются болезненно, все-таки, все-таки.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments