Как мы и предполагали, восторженным рецензиям, в изобилии появившимся накануне премьеры, постановка соответствовала не вполне. Хор и массовка то и дело начинали малоосмысленно толпиться и суетиться (впрочем, двигаться слаженнно они никогда не умели; похоже, здесь действует тот же элемент менталитета, из-за которого израильтянам не дано провести нормальный парад с церемониальным маршем). Костюмы, такое ощущение, были собраны с бору по сосенке: вавилонянки напоминали каких-нибудьн испанок из "Дона Карлоса", евреи - крестьян и бояр от Могучей кучки (так что во втором действие Набукко вполне мог выйти и запеть "Достиг я высшей власти", а первосвященник Захария - "О дайте, дайте мне свободу". И было бы вполне в духе). Идол Ваала почему-то напоминал Пиноккио. Но в целом, по местным меркам получилосьн весьма неплохо, и даже пели вполне пристойно (кроме Захарии-Тановицкого; впрочем, успех этого баса, которого аж в "Метрополитан" возили, для меня загадка с тех пор, когда я первый раз услышал его в Мариинском). Так что мы скорее довольны чем нет.
Ну а теперь на местном колорите. Перед знаменитым хором рабов по всему залу началось шушуканье: на реках Вавилонских, на реках Вавилонских... Тем временем сцена раздвинулась, и на ней обнаружилась здоровая лохань в водой, видимо, олицетворявшая означенные реки. В этой лохани расположился хор - и запел.
Лет десять назад, когда "Набукко" давали в тель-авивском парке, этот хор бисировали, причем вместе с публикой. Глядя на поведение публики во время хора, я заподозрил, что это - местная патриотическая традиция. И предчувствие его не обмануло: отзвучала последняя нота, отгремели аплодисменты - и дирижер повернулся к залу, хитро подмигнул, и спросил: "Ви таки хотите на бис? Хорошо, но при условие, что вы будете подпевать". И хор запел снова - на этот раз вместе с половиной сидевших в зале старперов, для которых на табло специально пустили караоке по-итальянски!
Мы надеялись, что на этом местный колорит закончится. Но ошиблись. В финальной сцене, на фразе Захарии
Впрочем, возможно, это мы чего-то не догоняем. Поскольку прочая публика от этой еврейской разлюли-малины явно была в восторге.
Пы. Сы. Кстати, о хоре рабов. Интересно, много ли есть тех, кто от этого номера не слишком в восторге? Ибо аз, многогрешный, к этому хору совершенно равнодушен - по мне, это едва ли не самое скучное место в опере, которую я люблю с тех пор, как привез из Рима диск с Капучилли, Доминго и Нестеренко.
Если кто вдруг не слышал, хор - под катом: