Министр граф Игнатьев принадлежал к числу либералов. Но он жил широко и тратил куда больше денег, чем давали его имения. Поэтому он позвал к себе петербургских евреев-миллионеров и сказал им, что, если они дадут ему полмиллиона рублей, он и впредь останется либералом и будет поддерживать евреев при дворе. В противном случае он перейдет на сторону Победоносцева.
Хотя сумма была велика, еврейские миллионеры могли ее собрать. Но они боялись идти по этому пути. Потому что, если один раз дать, придворные постоянно будут сосать из них деньги и угрожать лишить евреев их убогих прав. Раввины тоже так считали. От злости граф перешел на сторону Победоносцева и убедил царя изгнать евреев из Москвы.
Про изгнание из Москвы - это, естественно, классический пример "Устной Торы". Но вот сюжет "министр и еврейские миллионы" мення таки заинтересовал. Тем более, что, как выяснилось, он оказался весьма популярен.
В наиболее похожем виде этот сюжет встечается в мемуарах известнного еврейского деятеля юриста Г. Слиозберга. Если верить Канделю, соответствующий кусок воспоминаний звучит так:
Я знаю от барона Г. Гинцбурга‚ что во время одного из свиданий с ним... Игнатьев вдруг спросил: "Скажите‚ барон‚ верно ли‚ что вашему банкирскому дому переведена‚ для передачи мне‚ сумма в два миллиона рублей?" Барон Гинцбург был до того ошеломлен этим вопросом‚ что‚ как он сам говорил‚ его охватило сильное волнение и‚ не решаясь пойти по пути‚ подсказанному Игнатьевым‚ он‚ конечно‚ ответил отрицательно..." Через несколько дней после этого проект "Временных правил" был представлен в Комитет министров. (Источник)
Итак, все вроде бы понятнно. Однако, согласнно другому тогдашнему еврейскому деятелю, "может, все было не так"(с): барон деньги дал, министр взял, и все получилось если не хорошо, то, по крайней мере, не совсем плохо.
Граф подготовил доклад, из которого следовало, что в погромах виноваты... сами евреи, которые якобы беспощадно эксплуатируют крестьян. Поэтому предлагалось выселить евреев из деревень (идея, заметим, не новая).Министр не жаловал евреев, но очень любил деньги, которых ему всегда не хватало. Поэтому прежде чем нести доклад царю, Игнатьев показал его Гинцбургу и намекнул, что за два миллиона рублей (по другим источникам - за миллион) он может быть совершенно изменен. Барон не сумел достать неслыханную сумму, но все же за меньшую взятку (около ста тысяч рублей) закон был несколько смягчен. (Источник)
Бейзер даже называет место, где евреи якобы регулярно давали взятки Игнатьеву - знаменнитый питерский ресторанн "Донон": В этом ресторане председатель правления еврейской общины Петербурга Гораций Евзелевич Гинцбург и его секретарь Давид Фаддеевич Файнберг давали взятки министру внутренних дел в правительстве Александра III графу Н.П.Игнатьеву. Однaко другой еврейский историк уверенно пишет, что "спонсорская помощь" якобы происходила в "Англетере":
Обычно, узнав о предполагаемой драконовской мере, известный богач, филантроп и еврейский «лоббист» барон Гинцбург приглашал графа Игнатьева на обед в отдельный кабинет ресторана в гостинице Англетер. За обедом в узком кругу барон подробно объяснял графу вред, который может произойти от проектируемой меры. К концу обеда притомленный обильными возлияниями граф Игнатьев засыпал, и чтобы не мешать его сиятельству, все присутствовавшие на цыпочках выходили из кабинета. А затем один из помощников Гицбурга также на цыпочках возвращался, вкладывал в карман спящему министру конверт и выходил. Еще через несколько минут в дверь снова заглядывали. Если граф продолжал почивать, это значило, что сумма недостаточна, надо добавить. Если же граф уже бодрствовал, то все возвращались, и официантам велели подавать кофе и коньяки. (Источник)
Kому же верить, Слиозбергу или Клячко? По крайней мере известный историк О. Будницкий решить этого не смог, и приводит обе версии:
Министр внутренних дел граф Н.П. Игнатьев, автор крайне стеснительных для евреев "временных правил" от 3 мая 1882 года, в том случае, когда ему были нужны деньги, придумывал новое ограничение для евреев и доводил это до сведения Гинцбурга. Неизменно следовала "превентивная мера" в виде конверта с кругленькой суммой, вручавшейся министру, после чего антиеврейский проект откладывался до следующей министерской нужды. Правда, другой современник утверждал, что Гинцбург отказался дать огромную взятку министру, заявив, что "евреи не будут платить за свои права". (Источник
Кроме того, есть и третья версия: что евреи хотели дать, но не смогли собрать нужной суммы, и антиеврейские меры, соответственнно, смягчены не были:
Носились упорные слухи, что эти «правила» изданы были потому, что евреи с Игнатьевым не сошлись в цене, т.е. в сумме взятки, которая с них требовалась за неиздание этих правил.Говорили также, что эти правила, запрещавшие, между прочим, лицам иудейского вероисповедания арендовать /149/ земли и вообще недвижимости в сельских местностях, нисколько не помешали самому Игнатьеву, который до издания этого распоряжения поспешил сдать евреям в долгосрочную аренду некоторые свои имения и угодья. (a href="http://scepsis.net/library/id_3245.html">Источник</a>).
Итак, было ль, не было ль сраженье? Увы, ответа на этот вопрос, похоже, нет, так что приходится согласиться с другим известным историком:
Ходили слухи, что Гинцбурги финансировали создание в 1881 г. аристократической конспиративной организации «Святая дружина», образованной после убийства Александра II для борьбы с революционным движением. «Святая дружина» пользовалась поддержкой министра внутренних дел в 1881 —1882 гг. графа Н. П. Игнатьева. По сведениям известного петербургского журналиста Л. М. Клячко, Игнатьев, будучи министром внутренних дел, неоднократно получал крупные суммы от барона Гинцбурга. Как только графу Игнатьеву нужны были деньги, он выдумывал новое стеснение для евреев, ставил об этом в известность Гинцбурга, и тогда за известную сумму проект уничтожался.
Насколько велика степень достоверности этого свидетельства, установить довольно трудно. (Источник)