о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

Цитируя себя, любимого. Князь Владимир и Украина

Поскольку аз, многогрешный, зачем-то поучаствовал в обсуждении римских фресок, когда герб Рюриковичей был объявлен доказательством украинства князя Владимира Святославича, а так же в связи с указом о чествовании памяти князя Владимира - создателя государства "Руси-Украины" - не могу не процитировать собственную статью, написанную бог знает сколько лет назад, но оказывается, все еще актуальную.

(На всякий случай: сказанное ниже НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ к мнению автора о нынешнем конфликте).

Украинская идентичность сложилась в противовес русской. Или, вернее, "общерусской", в соответствии с которой великороссы, малороссы и белорусы образуют один народ, различающийся лишь местными "говорами". Эта общерусская идентичность служила соблазном даже для лиц, тесно связанных с украинским национальным движением – например, Пантелеймона Кулиша, приглашенного (и принявшего приглашение!) на службу в Варшаву для участия в русификаторских мероприятиях правительства. И уж тем более – для массы православных крестьян, с легким сердцем голосовавших на думских выборах против польских и еврейских кандидатов - за "Союз русского народа". Так что идеологам "украинства" приходилось тратить много сил и чернил, доказывая, что украинцы составляют отдельную нацию, с отличной от "москалей"-великороссов культурой и национальной идентичностью.

Однако "Киевская Русь" является прямым отрицанием этого тезиса! Никакой "украинской" идентичности, отличной от "общерусской", во времена Владимира и Ярослава не было и быть не могло. Напротив, именно в это время территория от Волхова до днепровских порогов и от Волги до Карпат представляла из себя единое целое - и с политической, и церковно-религиозной, и "национальной" точки зрения. Причем именно равноапостольный князь Владимир делал все возможное, чтобы сделать это единство максимально зримым и "вещным". Сначала он добился религиозного единства, сперва языческого, а потом и христианского. А затем - поручил управление подвластными землями своим сыновьям, не делая при этом никакой разницы между "русскими", "украинскими" и "белорусскими" городами:Было же у Владимира 12 сыновей. И посадил он Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове, Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме.

Разумеется, какие-то различия между подвластными Киеву племенами в те годы, безусловно, были. Однако то, что мы знаем из летописей, заставляет предположить, что Владимир не только не ценил этих различий, но, напротив, был совсем не прочь привести своих подданных "к общему знаменателю". Поэтому, приняв решение о строительстве городов на юге княжества, он заселил их не только представителями окрестных племен, но и выходцами с северо-востока: И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города. Так что в этом смысле духовными наследниками равноапостольного князя являются как раз не "украинцы", а их идеологические и политические противники, нещадно боровшиеся с любыми проявлениями культурно-этнической обособленности юго-западных окраин империи.

Так что написать через дефис "Киевская Русь –Украина" - означает соединить несочетаемое... Tот факт, что украинская идентичность в какой-то момент выделилась из "общерусской", не имеет никакого отношения к вопросу о том, являются ли современные украинцы отдельной нацией, имеющей право на самоопределение. Подобные вопросы решаются не историей, но - прежде всего - самосознанием. А существование украинского национального самосознания – факт сегодня очевидный и неоспоримый. Для его укрепления нет решительно никакой необходимости в исторических химерах.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments