(Угадать автора традиционно предлагается читателям, хотя, думаю, это будет слишком просто. В качестве доп. подсказки - о евреях он тоже писал).
Сначала все было чинно и благородно, как при старом режиме:
В Остзейском крае, как известно, живет очень много староверов федосеевского и поморского, или, вернее сказать, смешанного федосеево-поморского толка. Они очень хорошие русские люди, и так именно аттестовали и аттестуют их немцы, по заверению которых наши староверы Остзейского края - трудолюбивы, трезвы и набожны, но крепко держатся отеческих преданий, - в чем немцы порока не видят. Притом здешние староверы несколько "пошлифованы", благодаря совместному сожительству со своими немецкими согражданами; но всего лучше у них то, что они долее всех своих серединных сотолковников могли уберечь сильное общинное управление и школу (выделено автором)
Традиционнные еврейские школы русские власти порой думали реформировать, но в целом терпели. Рижским старообрядцам повезло меньше. Их школы крайне не понравились благопопечительному российскому начальству в лице князя Александра Аркадьевича Суворова, в 1848—1861 годах бывшего генерал-губернатором Прибалтийского края и военным губернатором Риги. Сей муж правды и совета решил порадеть о православии и искоренении раскола - и по его распоряжению школы были закрыты, а вместе с тем и строго запрещено кому бы то ни было заниматься обучением раскольнических детей в отдельном помещени.
Результат этого укрепления скреп оказался предсказуемым:
Дети родителей достаточных учились в своих домах, а "бедность", которую в прежнее время, по местному выражению, "подбирали с улиц в Гребенщиковскую школу", - осталась на улицах русского предместия, рассыпалась по рвам, мостам, кабакам и публичным домам. Современно с закрытием школ в винкерах русского форштата двенадцатилетние и даже десятилетние русские девочки начинают заниматься проституциею; проезд по форштату затрудняется массою ворующих мальчишекНаконец, голодные и бесприютные мальчики начинают заниматься неслыханной в русском народе формой разврата".
Стерпеть такое князь, разумеется, не мог, и взял на себя обязанннности ювенальной юстиции. Как мы помнним из еврейской истории, идеальнным местом перевоспитанию будущих граждан считались батальоны кантонистов. Этим рецептом воспользовались и в Риге:
1-го июля добрый князь просил бывшего министра внутренних дел Л.А. Перовского ходатайствовать о дозволении отдавать в батальоны военных кантонистов без изъятия всех бродяжничающих в городе (!) и нищенствующих малолетних раскольников.
Разрешение вскоре было поручено. После чего с раскольниками, опять-таки, поступили куда жестче, чем с иудеями, у которых забирали только мальчиков, и по определенной квоте:
Kнязь Суворов... предписал рижскому полицеймейстеру немедленно, но с осторожностию, внезапно и совершенно негласно взять в распоряжение полиции круглых раскольничьих сирот, как мальчиков, так и девочек.
Зачем арестовывали и забирали "девочек" - из дел генерал-губернаторского архива невидно, но во всяком случае в батальоны военных кантонистов даже князь не мог надеяться поместить их, а приютов с этою целию он не устраивал.
В списке сирот, взятых по этому распоряжению князя Суворова, были дети обоего пола, включительно от двух с половиною до девятнадцати лет. Даже - не знаю, по каким соображениям, - в числе малолетних девочек была взята купеческая дочь Евдокия Лукьянова Волкова 21-го года... (за что эту "девочку" взяли и куда ее дели - из дел тоже не видно).
Pолицеймейстер Грин...вставил в свой исполнительный рапорт, что дети русских раскольников, несмотря на позднюю суровую осень (ноябрь в 1849 году был особенно лют), "прятались в незапертых, холодных балаганах на конном рынке", где их и находили высланные ночные "ловцы человеков". Забираемые дети были часто без обуви и без платья, и иногда даже совершенно нагие... Так, например, ночью под 5-е ноября были взяты пять мальчиков, вся одежда которых заключалась в одном мешке, в который они влезли и из которого их вытащили... Забранных детей с усиленными этапными предосторожностями препроводили в том же ноябре, по пересылке, в Псков и там сдали в батальон военных кантонистов.
Из той же еврейской истории мы знаем, что в кантонистских батальонах заботились, в первую очередь, он душах попавших туда детей. Так было и здесь - разумеется, с согласия и при содействии властей духовных:
Князь Суворов велел весь улов отослать к духовному начальству для присоединения к православию. Церковь повиновалась его светлости и торопливо раскрыла для наловленных карманщиков свои материнские объятия. Архиепископ Платон (нынешний митрополит Киевский) поручил священнику Светлову совершить присоединение их к православию... Отец Светлов убеждал в истинах православия очень скоро и так успешно, что 23-го января, т.е. через двадцать дней после поимки сироток, все дело с их религиозными заблуждениями было покончено
О том, как происходило сие приобщенние, красноречиво свидетельствует следующий полицейский рапорт:
13-го февраля, за № 87, все тот же г. Грин донес князю Суворову, что "на данное помощнику квартального надзирателя Винклеру поручение представить мальчика Андрияна Михеева для присоединения, - (квартальный) представил и его сестру, здешнюю рабочую Марфу Карпову Михееву, и рапортовал, что последняя дорогою к церкви всячески старалась брата своего отклонить от присоединения, выразив при том, что "Хоть и голову тебе отрежут - не поддайся". При том она громким плачем возбудила внимание проходящей публики и несколько человек сопровождали ее к церкви. По прибытии на место Марфа Карпова Михеева насильно ворвалась в церковь, стала позади своего брата, произнося жалобы, и когда священник хотел приступить к обряду присоединения, мальчик Андриян сего не дозволил, так что святое миропомазание должно было оставить"...
Однако все это не помогло ни Михеевой, ни ее брату, так как в руках князя было достаточно средств остепенить расходившуюся Марфу, а тогда отцу Светлову уже ничего не стоило сразу переменить религиозные убеждения заблуждающегося малолетнего карманщика. С этими бунтовщиками распорядились вот как: отбивавшегося от святого миропомазания мальчика Андрияна и сестру его Марфу "заключили под арест, после чего ребенок объявил, что он обдумал, и просил представить его священнику, что тотчас и учинено, и он без всякого помешательства присоединен, а сестра его содержится при полиции". Так это и кончен
Как и в случае с евреями, были и более трагические случаи:
Бывший попечитель общины Петр Андреевич Пименов, Никон Прокофьевич Волков, Захар Лазаревич Беляев и наставник Евтихий рассказывали мне...как мальчик Захар "кинулся в реку смыть печать дара Духа Святаго" и утонул...
В конце полагается какая-то мораль, но ничего как-то не придумывается. Поэтому закончу еще одной цитатой - тоже про ювенальную юстицию в духе традиционных ценнностей:
Крестьянин деревни Ротчина Осип Дектянников хотя и утверждает, что родился от родителей, всегда бывших в расколе, но записан по книгам дерптской Успенской церкви родившимся в 1810 году и крещен в православие. - Это послужило поводом, что через сорок семь лет, т.е. в 1857 году, дети его были вытребованы к увещанию по представлению носовского священника. Детей было трое: Иван 16 л., Василий 13 и Андрей одного года. Старший - немой и подверженный эпилептическим припадкам - оставлен в покое; но Василий и неразумный еще Андрей (одного года) были перекрещены. Последний, очевидно, не мог понимать, что с ним делали, но тринадцатилетний Василий тотчас кинулся в реку, чтобы омыть с себя священную печать дара Духа Святаго" (Донесение гр. Сологуба, № 5).
Но этим дело не кончилось: на основании сего присоединения к церкви высшей властью постановлено, чтобы обращенных детей Дектянникова у него отобрать и передать на воспитание православным родственникам или опекунам.