о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Мендельсон, Мендельсон, написал бы лучше он

Приступив на днях к чтению Сотворение Карамзина Лотмана, неожиданно обнаружил там материал по давно интересующей меня теме, о которой аз, многогрешный, писал уже многократно: упоминание и освещение всего, что связано с евреями и еврейством, в легальной советской печати.

Своего "Карамзина" Лотман опубликовал в 1987, причем сразу двумя изданиями, однако книга безусловно задумывалась и писалась гораздо раньше, и, следовательно, отражает преимущественно доперестроечные реалии. И, среди прочего, есть в ней такие пассажи:

Письма Карамзина к Лафатеру позволяют утверждать, что еще до путешествия он читал «Иерусалим» Мендельсона (знакомство его с «Федоном, или Бессмертием души», печатавшимся в «Утреннем свете» в переводе А. М. Кутузова, бесспорно) и, следовательно, был в курсе философской полемики Канта и его автора...
В полемике с Кантом Мендельсон и Лафатер пользовались безусловными симпатиями московских «братьев». И хотя ни тот, ни другой не были масонами, их философия играла важную роль в масонских теориях, которым скептицизм Канта наносил сильнейшие удары...
Карамзин хотел выслушать обоих и не подчинить себя ни одной из точек зрения. Он не торопился встать в ряды каких бы то ни было приверженцев. Он выше всего ценил независимость мысли.В «Письма» он ввел эпизод, литературное происхождение которого не вызывает сомнений: в Мейсене, в почтовой карете, путешественник сделался участником философского спора. Собеседник его, «прагский студент», — сторонник Канта и оппонент Мендельсона и Лафатера. «Прагской <студент>, который сидел подле меня, тотчас вступил со мною в разговор — о чем, думаете вы? Непосредственно о Мендельзоновом Федоне, о душе и теле


Никаких сносок и примечаний к этим отрывкам нет. Дескать, взялся читать такую вумную книжку ("Карамзин" вышел в супер-интельской серии "Писатели о писателях") - значит, изволь знать, кто все эти люди.

Аз, многогрешный, сильно сомневаюсь, что и сегодня, не считая вполне определенной категории, русскоязычный читатель хорошо знает, что это за Мендельсон, и какую роль он сыграл в истории. Поэтому вызывает интерес и такой еще разрез: в 87-м, когда книга вышла из печати -многие ли из те, кто читал или теоретически мог ее прочесть, понимали, о ком, собственно, Лотман пишет?

Ответы на основе личного опыта и памяти, естественно, наиболее интересны.
Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…