о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Навстречу Песаху: борьма с хумрами - русско-византийский опыт

Поскольку буквально завтра у иудеев грядет Песах - праздник, славящийся повальным увлечением хумрами ("устрожениями, т.е. стремлением к ригоризму и самоограничению), не могу не поделиться прочитанным в выходные в уже упоминавшейся ЖЗЛ-ке А. Карпова про Андрея Боголюбского.

Сначала - прелюдия. Как известно, среда и пятница у православных - дни постные, когда не едят мяса. Однако на эти дни регулярно выпадают церковные праздники, включая главные - которые русские люди, естественно, не мыслили без обильной трапезы. Поэтому на Руси постепенно распространился обычай, одобренный еще в XI веке Феодосием Печерским: Когда случится в среду или пяток Господский праздник или святой Богородицы, либо двенадцати апостолов, то ешь мясо.

Ну а теперь - искомый сюжет. В XII веке несколько греческих епископов, возглавлявших разные русские кафедры, решили покончить с этим гнилым либерализмом, и начали запрещать мясо в праздники, выпадавшие на среды и пятницы. Одним из таких епископов был некто Леон, подвизавшийся в Суздале. Говоря словами летописца, Леон епископ поча учити не ести мяс в Господни праздники в среды и в пяткы: ни на Рождество Господне, ни на Крещение

Поскольку дело, можно сказать, касалось самого насущного, в дело вмешался лично князь Андрей Юрьевич, известный как Боголюбский. Состоялся публичный диспут, на котором ригорист Леон потерпел сокрушительное поражение, после чего князь выслал его из Суздаля в Бобруйск на исправление к Царегороду.

О том, что было дальше, скажем словами другого хорошего историка:

На берегу Дуная Леон и его спутники столкнулись со ставкой императора. Здесь находились сам Мануил I Комнин, его двор и высшие духовные иерархи. Леон предъявил свои требования. Император, который сам знал и любил богословие, разрешил устроить дискуссию в своем присутствии.Против Леона выступал архиепископ болгарский Андриан, который доказал ошибочность положений своего оппонента...На свою беду император также попытался убедить Леона в ошибочности его взглядов. Последний обругал и Мануила... Мануилу пришлось срочно испробовать другие аргументы для обуздания разбушевавшегося пастыря. К епископу применили консервативно-традиционные, но весьма действенные меры, для охлаждения его темперамента выкупали в реке, благо Дунай был близко. Летопись сохранила описание этой колоритнейшей сцены: «Он же не иде на исправленье Царю-городу, а тамо упрел и Анъдриян епископ Болгарьскыи перед царем Мануилом, стоящю царю товары над рекою, Леону мол-вящю на царя, удариша слугы царевы Леона за шею и хотеша и в реце утопити. Ce же сказахом верных деля людии, да не блазнятся о праздницех Божьих».

Как сказано в святых книгах, деяние предков - знак для потомков. А понимающему - достаточно намека.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments