о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

Дело доктора Нюрнберга

Читаю сейчас Jewish Marriage and Divorce in Imperial Russia , которую добрые люди добыли мне из местной университетской библиотеки. Исследование имеет сколько-то гитики - например, куда нагляднее и убедительнее Штампфера хоронит миф о "крепкой традиционной еврейской семье". Но один факт оказался для меня полной неожиданностью: оказывается, в России XIX века, где связь еврея и христианки формально могла закончится уголовным преследованием, существовала возможность законного, признанного всеми властями брака между христианином и еврейкой (или евреем и христианкой).

Каким образом? Очень просто. Если один из еврейских супругов решал креститься, он не был обязан развестись со своей половиной, "упорствующей" в еврейской вере. В этом случае закон требовал от еврейской половины не препятствовать воспитанию детей в христианской вере - после чего супруги могли жить долго и счастливо в любви и совете. Правда, у этого решения была своя цена: согласно закону от 1835, в этом случае ни муж, ни жена не имели право жить вне черты оседлости (которое прочие крещеные евреи получали автоматически).

Именно под этот пункт попал некий доктор Михаил Нюрнберг. Как человек с высшим образованием, он имел законное право жить и практиковать в Москве. Однако в 1899 он решил креститься - и понял, что попал: московская полиция отказалась продлевать его паспорт, пока он не разведется с еврейской женой. А когда тот отказался - предложила покинуть первопрестольную и проследовать по месту жительства.

Недовольный Нюрнберг подал жалобу, в которой, в частности, написал, что не понимает, каким образом в результате крещения у него стало меньше прав, чем когда он был иудеем. В 1901 году дело приехало в Священный Синод, где известный обер-прокурор потребовал Нюрнбергу отказать, поскольку, де, с церковной точки зрения такие браки следует считать безусловно вредными. Однако на защиту доктора встал Правительствующий Сенат. Рассмотрев дело в 1903, сенаторы постановили, что закон от 1835 не мог учитывать более позднее законодательство, касающееся правожительства вне черты оседлости, а потому может быть применим для недопущения, но не для выселения. В результате доктору-христианину и его правоверной супруге разрешили остаться в Москве, а заодно дали аналогичное разрешение еще нескольким таким парам.

"Вот как было в прежни годы, когда не было свободы" (с)
Subscribe

  • Фигаро и классовая борьба

    Если ничего не произойдет, в декабре в городе-герое Ашдоде покажут "Севильского цирюльника. Дело, конечно xoрошее, но, в общем, заурядное. Если…

  • Трудовыебудни. Как советские евреи в гетто жили

    Некоторое время назад связались со мной с одного российского ресурса, попросили дать комментарий. Некоторое время заняло понять, что стало…

  • Новосто дивного нового мира

    Старожилы еще помнят, что, когда на излете советской власти в СССР ставили "Тевье-молочника", заглавную роль исполняли Ульянов и Леонов, и никого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments

  • Фигаро и классовая борьба

    Если ничего не произойдет, в декабре в городе-герое Ашдоде покажут "Севильского цирюльника. Дело, конечно xoрошее, но, в общем, заурядное. Если…

  • Трудовыебудни. Как советские евреи в гетто жили

    Некоторое время назад связались со мной с одного российского ресурса, попросили дать комментарий. Некоторое время заняло понять, что стало…

  • Новосто дивного нового мира

    Старожилы еще помнят, что, когда на излете советской власти в СССР ставили "Тевье-молочника", заглавную роль исполняли Ульянов и Леонов, и никого…