о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:
  • Music:

Current reading: наука и религия

Решил для разнообразия прочесть роман роман известной российской литераторши. Идет пока не очень, прежние ее вещи читались с куда большим удовольствием, так что не уверен, что дочитаю до конца, но отдельные моменты безусловно цепляют - например, приведенный ниже отрывок, напомнивший мне беседы с гуманитариями-иудеями, учивимися со мной несколько лет назад.

Голубинский был некрасив, неэффектен. Торопливо входил в аудиторию в выношенном вицмундире, с вытертым портфелем под мышкой — низкий, крепкий, с рыжей, вечно взлохмаченной бородой. Войдя, профессор растерянно озирался, будто сомневался, в нужное ли место пришел, скользил взглядом по немногочисленным студентам — популярным лектором он никогда не был. Вынимал носовой платок, не всегда чистый, вытирал очки, водружал их на нос. Несколько мгновений отдыхал, уставясь в одну точку. Наконец, точно вспомнив, что все-таки надо начинать, суетливо расстегивал портфель, вынимал тетрадь. Сбивчиво, постоянно добавляя «эээ» и «как его», говорил. Слушать его было тяжко, но стоило вслушаться… Боже! Что он говорил! Илья был сломлен, потрясен — чуть ли не все, в чем он уверен был прежде, оказалось «благочестивым преданием», не подтвержденным фактами. Не мог апостол Андрей, да и не нужно ему было это — идти к Днепру и благословлять воздух, пустые горы — те самые, на которых позднее появился Киев. Никакие послы к князю Владимиру не приходили, не рассказывали ему про небесную службу в Святой Софии — и это оказалось позднейшей легендой. «Наш народ — историк самого невысокого качества, — бубнил Голубинский. — Политические интересы, а не верность историческим фактам водили рукой летописцев и составителей житий». И уже ничто не смущало Илью — ни неряшливость профессора, ни дурная его дикция, ни запутанность речи. У него одного он желал учиться. Чтобы знать правду и не доверять больше сказкам.

Илья написал кандидатскую о царевиче Димитрии... Но к концу последнего курса
все сильнее его терзали сомнения. Если поначалу веселый дух разрушения подделок, наслоений, недостоверных слухов, всей этой накопленной веками мишуры придавал только вдохновения и сил, то к концу учебы Илья осознал вдруг, что вместе с знаниями к нему пришла и печаль — оскудела, обмелела его вера.

Все реже бывал он на службах, все равнодушней становился к обрядовой их стороне. Обнаженная жесткой рукой критического метода церковь стояла перед ним, точно голая. Предания, пусть ложные, пусть неточные, но и они составляли ее суть, были частью ее содержания, мягкими покровами, делавшими пребывание в ней уютным. Теперь же Илья знал, как много продиктовано в церковной жизни, да в той же канонизации святых, одной сиюминутной политической выгодой, не имеющей со Христом, Его жертвой и учением никакой связи. Но ведь именно этим, «назначенным» из чьей-то корысти святым он и должен молиться, петь в храме акафисты, читать каноны. Как? Если даже не уверен в их святости? Между мальчиком царского звания, упавшим на нож случайно, и заколотым из зависти простиралась пропасть, но, с другой стороны, почему? Хотя в конце концов, возможно, это было не так и важно, при каких обстоятельствах он погиб — Артемию Веркольскому довольно было оказаться убитым молнией, чтобы стать святым. Чудеса — вот доказательство. Но Илья знал теперь и цену церковным чудесам, знал, что они могут оказаться результатом экзальтации, нервного потрясения и просто плодом богатого, пропитанного мифологическими фантомами воображения летописца.

Как с такими мыслями становиться священником, как служить? Как примирить научную истину с церковной, страх Божий с поиском правды?


В романе, правда, все заканчивается хорошо, причем в истинно хасидском ключе - главный герой едет к Ребе оптинскому старцу, и тот все разруливает. Но это как раз уже не столь интересно.

P. S. Наши поздравления христианам, живущим и празднующим по григорианскому календарю.
Subscribe

  • ЦенZуре на заметку

    О том, что российское издательство «Эксмо» сняло с продажи книгу Тилар Маццео «Дети Ирены» (о праведнице народов Мира Ирене Сендлеровой) писали…

  • С рабочего стола. Казаки Голды Меир

    В предыдущем посте аз, многогрешный, привел пару примеров, когда сапоги начинает тачать пирожник. Однако, увы, даже когда эти пирожники пекут…

  • Current reading. Специалист подобен

    Два свежих примера, что происходит порой с современными учеными, вполне компетентными в своих областях, когда они пытаются сделать шаг влево или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • ЦенZуре на заметку

    О том, что российское издательство «Эксмо» сняло с продажи книгу Тилар Маццео «Дети Ирены» (о праведнице народов Мира Ирене Сендлеровой) писали…

  • С рабочего стола. Казаки Голды Меир

    В предыдущем посте аз, многогрешный, привел пару примеров, когда сапоги начинает тачать пирожник. Однако, увы, даже когда эти пирожники пекут…

  • Current reading. Специалист подобен

    Два свежих примера, что происходит порой с современными учеными, вполне компетентными в своих областях, когда они пытаются сделать шаг влево или…