1. Раввин, читавший "Отче наш"
У Блоха стр. 511, источником указан The Annual Report of the Protestant Infirmary of Mercy, Konigsberg, хотя подозреваю, что по-немецки это называлось как-то иначе:
Потрясающую историю рассказали нам сестры из Сувалок. Поскольку долгое время там не было священника, местный ортодоксальный раввин взял на себя заботу о раненых и умирающих. Поскольку у него в доме был только Ветхий Завет, он нашел кого-то, кто написал для него "Отче наш. Выучив наизусть, он читал его перед сестрами, чтобы убедиться, что он правильно все произносит. После этого он читал "Отче наш" для страдающих и умирающих, чтобы они нашли утешение в своей молитве.
2. Суббота и спасение нееврея
Стр. 500-501, источником указан неопознанный Magnanimous Readiness:
Летом 1789 поденщица отправилась в лес недалеко от Ленгфельда (Тюрингия), за кормом для скота. Возвращаясь по узкой дорожке, она споткнулась и упала в реку...Несчастье случилось в субботу; группа молодых евреев в праздничных одеждах прогуливалась по берегу реки. Услышав крик, один из юношей, не снимая праздничной одежды, и не думая, можно ли делать это в субботу, бросился в реку и спас несчастную женщину - славную помощницу своего мужа и преданную мать своих детей... Владелец местечка хотел высказать юноше свое уважение, и пригласил его к себе в замок, однако благородный юноша, который не был местным жителем, поспешил домой, и до сих пор никто не знает его имени.
Данная история представляет особый интерес, поскольку, при желании, молодому человеку можно было бы инкриминировать нарушение сразу двух религиозных законов. Так что было бы крайне интересно узнать реакцию тогдашних раввинов - но источники, увы, такой возможности не дают
3. Раввин Петрограда Каценеленбоген о захвате большевиками Александро-Невской Лавры
У Бейзер стр. 189, текст есть в сети на некоторых сайтах.
С чувством особого волнения может говорить еврей о том, чему подвергается в настоящее время Православная Церковь. Только сам носивший кандалы, носивший их долго и бесконечно тяжело, может понять переживания того, кому хотят эти кандалы надеть. Мы знаем одно: религиозное чувство, в течение ряда веков бывшее единственным прибежищем миллиона людей, задето... Мы, только несколько месяцев тому назад освободившиеся от кошмара религиозного гнета, не можем не высказать Православной Церкви и всем ее сынам нашего глубокого сочувствия, не можем отделаться от великой и искренней печали. Однако такое пассивное сочувствие недостаточно. Нужно заявить о нем громко и прямо. Поэтому я считаю необходимым, чтобы евреи, своими долгими страданиями купившие себе право быть первыми в ответе на угнетения, выступили с решительным протестом против фактов, подобных имевшим место в Александро-Невской лавре.