о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:

Некоторые места пьесы неминуемо породят в публике самый неприличный хохот

ЖЗЛ-ка про Савву Морозова, о которой я уже писал, написана, ИМХО, не слишком хорошо, но отдельные интересные моменты в ней безусловно есть. В частности, узнал из нее о печальной судьбе «Царя Федоря Иоанновича» А. Толстого - едва ли не лучшей после Пушкина русской исторической драме:

Некоторые пьесы и вовсе находились под цензурным запретом. В их числе была и трагедия «Царь Федор Иоаннович». Написанная в 1868 году пьеса на протяжении тридцати лет пролежала под сукном, так как русский царь в ней был представлен человеком слабым, немощным и едва ли не скудоумным. Министр внутренних дел А. Е. Тимашев наложил на нее следующую резолюцию: «Нахожу произведение графа Толстого «Федор Иоаннович» в настоящее время, в настоящем виде не совершенным для сцены. Личность царя изображена так, что некоторые места пьесы неминуемо породят в публике самый неприличный хохот».

Правда, я 1898 литовку все-таки удалось получить, но совсем без членовредительства все равно не обошлось:

По воспоминаниям Немировича-Данченко, снять цензуру с этого произведения стоило немалых усилий. «Помнятся хлопоты по освобождению из цензуры трагедии Ал. Толстого «Царь Федор Иоаннович». К счастью, об этом же хлопотал для своего театра в Петербурге Суворин. Удалось только благодаря его влияниям». Единственная купюра, на которой настоял Синод, — чтобы на сцене не выводили патриарха, по сюжету пьесы проповедующего мир

Кстати, учитывая отношение многих синодальных архиереев и самой идее патриаршества, здесь, ИМХО, открывается простор для конспиративных теорий - дескать, не было ли это попыткой не допустить на сцену положительный образ патриарха, чтобы у публики не возникло нежелательных мыслей.

И, наконец, самое интересное. Директор Императорских театров В. А. Теляковский в 1902 записал в дневнике: «Царь Феодор Иоаннович» Толстого был запрещен цензурой для постановки на Императорской сцене. Когда Императорские театры просили вновь позволения поставить эту пьесу — было отказано. Но в то же время по непонятной причине было разрешено ставить эту пьесу всем частным театрам по всей России. Если пьесу эту признавали вредной для Москвы и Петербурга — почему ее в то же время позволили ставить не только в Москве и Петербурге частным театрам, но и во всех городах России»

Теляковский в этом логики не увидел. Аз, многогрешный, тоже. Может, кому-то из читающих повезет больше?

Пы.Сы. И еще одна цитата из ЖЗК-ки:

Константин Сергеевич Станиславский вспоминал: «Дела театра шли плохо. За исключением «Федора Иоанновича», делавшего большие сборы, ничто не привлекало публики. Вся надежда возлагалась на пьесу Гауптмана «Ганнеле». Но надежды не оправдались, пьесу к постановке не разрешили. «Московский митрополит Владимир нашел ее нецензурной и снял с репертуара театра».

Нет, в гугле меня не забанили, но поскольку в ближайшее время все равно читать это не буду - может, кто-нибудь знает, что там было такого уж непотребного?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments