о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Новости музыкальной жизни

1. Из серии "продолжение, увы, следует". Аз, многогрешный, в свое время писал, как боевые человекоподобные попытались сорвать постановку "Онегина" в Метрополитан. Там их, к счастью, вежливо, но решительно послали (так что неделю назад мы благополучно открыли сезон трансляций), однако граждане, естественно, не успокоились, и начали травить Гергиева уже очно:

Shortly after Mr. Gergiev walked onto the stage at Carnegie Hall to begin leading the celebrated Mariinsky Orchestra in a program of three Stravinsky ballets, the concert was briefly delayed by several members of Queer Nation, a protest group that has been vocally pushing for gay rights in Russia..

Поскольку это явно не конец - интересно, дойдут ли эти товарисчи до бомбометания и убийств, как аналогичные борцуны в семидесятые.

2. Обещанный АтчОт о "Князе Игоре", привезенного в наши палестины московской Новой оперой.

Надо сказать, что на спектакль я ехал, напутствованный совершенно разгромными отзывы. Что в конечном итоге оказалось на пользу, почти как в известном анекдоте про "но ведь не ужас-ужас-ужас". Впрочем, по порядку.

Еще в музыкальной школе нас учили, что увертюра - это инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом представления. Однако новые оперы решили, что в таких однобортных уже никто не воюет. Поэтому сначала они дали пролог (спетый вполне терпимо), а только потом - увертюру. я было подумал, что это нужно для конструкции какой-либо особо сложносочиненной декорации - однако когда занавес подняли, сцена изменилась ровно на два кабацкий стола.

Дальше началился развал и развал. Галицкий две своих сцены слил от первой и до последней ноты. Ярославна несколько раз показала хороший звук, но делала это нерегулярно и как-то робко. Оркестр со всеми разъезжался и всем мешал. Время от времени, словно ОМОН в бандитский притон, ввламывалась медно-ударная группа, явно навербованная из кладбищенских лабухов, и разносила все пространство вдребезги пополам. В обшем, к занавесу желание чйти возникало все настойчивей. Но в антракте исполнители то ли приняли, то ли получили звезды, так что во второй части все пошло несколько лучше: оркестр по крайней мере перестал мешать, певцы стали выдавать нормальный провинциальный вокал, последний дуэт Игорь с супругой спели почти что и вовсе хорошо. Половецкие пляски, в отсутствие кордебалета, все равно получились весьма красочно (причем едва ли не главным "плясуном" оказался... хан Кончак, оказавшийся в этой ипостаси убедительнее, чем в вокальной). В общем, под конец я даже был почти доволен проведенным вечером.

Что же до постановки, то впечатление от нее осталось двойственным. С одной стороны, по нынешним временам она оказалась более чем традиционной, несмотря на совершенно революционную трактовку. А во вторых, это был тот редкий случа, когда каждый ход постановщика был вполне логичен и не вызывал вопросов, что курил аФФтор и что бы сей сон означал.

Идея же у Александрова была простая: поход Игоря был безумной авантюрой, которая ничего, кроме беды, принести не могла. Идея эта возникает уже в прологе (решенном с явной отсылкой к прологу "Бориса Годунова", причем в роли пристава, организующего призвание на царство патриотический подъем и сами проводы Игоря выступает Галицкий), где после слов Игоря "Благослови, честной отец", на авансцене появляется юродивый, демонстративно НЕ дающий благословение). Самый же цимес происходит в финале, откуда выбросили и Скулу с Ерошкой, и вообще всю торжественную встречу. Вместо этого Игорь, вернувшийся в облике не то калики перехожего, не то бомжа на фоне опущенного занавеса поет Ярославне про то, что соберет полки и страшно отомстит - а потом занавес поднялся - и заглавный герой оказался на фоне не то монахов, не то покойников, певших "Ох, не буйный ветер завывал,/Горе навевал:/Хан Гзак нас повоевал/Что не черен ворон налетал/Беду накликал/Хан Гзак на нас понабегал". На авансцену же выходит все тот же юродивый из Бориса, который, казалось, вот-вот запоет свое "скоро враг придет, и наступит тьма". В общем, судя по всему, Александров намекает, что все героическое возвращение привиделось Игорю в пьяном бреду, когда он сначала напился, потом оделся в половецкий халат и пошел плясать в присядку, и, наконец, свалился замертво.

Решительно не уверен, что именно такго "Игоря" надо провозить в страну, где местная публика в большинстве своем об этой опере ничего не знает. Но точно знаю, что традиционный вариант мне как-то ближе - как минимум потому, что для его реализации не нужно безжалостно кромсать целый акт.

Так что будем ждать февральской трансляции "Игоря" из Метрополитан - по крайней мере вокал и оркестр, надеюсь, там будут поприличнее. Пока же для тех, кто мне не верит и хочет увидеть своими глазами - постановка Новой оперы с более качественным вокалом.


Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…