Shortly after Mr. Gergiev walked onto the stage at Carnegie Hall to begin leading the celebrated Mariinsky Orchestra in a program of three Stravinsky ballets, the concert was briefly delayed by several members of Queer Nation, a protest group that has been vocally pushing for gay rights in Russia..
Поскольку это явно не конец - интересно, дойдут ли эти товарисчи до бомбометания и убийств, как аналогичные борцуны в семидесятые.
2. Обещанный АтчОт о "Князе Игоре", привезенного в наши палестины московской Новой оперой.
Надо сказать, что на спектакль я ехал, напутствованный совершенно разгромными отзывы. Что в конечном итоге оказалось на пользу, почти как в известном анекдоте про "но ведь не ужас-ужас-ужас". Впрочем, по порядку.
Еще в музыкальной школе нас учили, что увертюра - это инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом представления. Однако новые оперы решили, что в таких однобортных уже никто не воюет. Поэтому сначала они дали пролог (спетый вполне терпимо), а только потом - увертюру. я было подумал, что это нужно для конструкции какой-либо особо сложносочиненной декорации - однако когда занавес подняли, сцена изменилась ровно на два кабацкий стола.
Дальше началился развал и развал. Галицкий две своих сцены слил от первой и до последней ноты. Ярославна несколько раз показала хороший звук, но делала это нерегулярно и как-то робко. Оркестр со всеми разъезжался и всем мешал. Время от времени, словно ОМОН в бандитский притон, ввламывалась медно-ударная группа, явно навербованная из кладбищенских лабухов, и разносила все пространство вдребезги пополам. В обшем, к занавесу желание чйти возникало все настойчивей. Но в антракте исполнители то ли приняли, то ли получили звезды, так что во второй части все пошло несколько лучше: оркестр по крайней мере перестал мешать, певцы стали выдавать нормальный провинциальный вокал, последний дуэт Игорь с супругой спели почти что и вовсе хорошо. Половецкие пляски, в отсутствие кордебалета, все равно получились весьма красочно (причем едва ли не главным "плясуном" оказался... хан Кончак, оказавшийся в этой ипостаси убедительнее, чем в вокальной). В общем, под конец я даже был почти доволен проведенным вечером.
Что же до постановки, то впечатление от нее осталось двойственным. С одной стороны, по нынешним временам она оказалась более чем традиционной, несмотря на совершенно революционную трактовку. А во вторых, это был тот редкий случа, когда каждый ход постановщика был вполне логичен и не вызывал вопросов, что курил аФФтор и что бы сей сон означал.
Идея же у Александрова была простая: поход Игоря был безумной авантюрой, которая ничего, кроме беды, принести не могла. Идея эта возникает уже в прологе (решенном с явной отсылкой к прологу "Бориса Годунова", причем в роли пристава, организующего
Решительно не уверен, что именно такго "Игоря" надо провозить в страну, где местная публика в большинстве своем об этой опере ничего не знает. Но точно знаю, что традиционный вариант мне как-то ближе - как минимум потому, что для его реализации не нужно безжалостно кромсать целый акт.
Так что будем ждать февральской трансляции "Игоря" из Метрополитан - по крайней мере вокал и оркестр, надеюсь, там будут поприличнее. Пока же для тех, кто мне не верит и хочет увидеть своими глазами - постановка Новой оперы с более качественным вокалом.