о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

  • Music:

Христианство в смысле, подразумеваемом законом

Как и обещал, продолжаю делать выписки из книги Пола Верта Православие, инославие, иноверие.

Как известно, в 1905 Николай II подписал Указ Об Укреплении Начал Веротерпимости, существенно повысивший статус старообрядцев и различных "сект", хотя и не уравнявших их в правах с "официальными" христианскими конфессиями: православием, католицизмом и лютеранством. В связи с этим перед российской бюрократией немедленно встал вопрос: как следует поступать с евреями, крестившимися у старообрядцев или "сектантов" (например, баптистов)? Освобождает ли такое крещение от правоограничений, связанных с еврейством - черты оседлости, процентной нормы, и т.д?

Вопрос этот был отнюдь не теоретическим: как докладывали чиновники Департамента духовных дел иностранных исповедани (ДДДИИ), на юге империи, особенно в Одессе, сектантские движения пользовались у евреев "особым сочувствием", а одесскую "Евангелическо-протестантскую общину по баптистскому обряду" возглавлял мещанин Леон Лазаревич Розенберг, который в 1898г. будучи иудеем, принял протестанство.

Официальный ответ на соответствующий запрос дал товарищ министра внутренних дел Сергей Ефимович Крыжановский, один из ближайших сотрудников Столыпина. В изложении Верта его ответ звучал так:

Норма закона, освобождающая крещеного еврея от поражения в правах, была принята, когда термин "христианские исповедания" подразумевал вполне определенные религии, догматы и учения которых были устойчивы, общеизвестны и признаны государством. Поэтому обращение еврея в одну из сект не должно рассматриваться как обращение в христианство в смысле, подразумеваемом законом. Соответственно, эти евреи не могут быть освобождаемы от налагаемых на евреев юридических стеснений.

Примерно в тоже время был дан ответ о евреях, перешедших в ислам (интересно, такие действительно были?). Тут, впрочем, все оказалось проще - поскольку в законе говорилось именно об обращении в христианство, еврей-мусульманин с точки зрения государства оставался иудеем.

Правда, теоретически и русских евреев оставалась еще одна лазейка - присоединиться к караимам, пользовавшимся в России гражданским равноправием. Однако этот выход был закрыт самими караимами: как официально заявило в 1911 Караимское духовное управление, "руководящим мотивом <евреев, желающих стать караимами> являются лишь корыстные низменные цели пользоваться дарованными караимам гражданскими правами", а потомy караимам "вовсе не интересно поплнять свои ряды такими неверующимиадептами, которые смотрят на религию как на средство достижения своих материальных стремлений, и которые, конечно, будут плохими караимами"
Subscribe

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Вагнер в наколках

    Как знают, наверное, все, в Израиле еще с довоенных времен не исполняют музыку Вагнера. Аз, многогрешный, не раз писал, что полагаю эту политику…

  • Current reading: крещение во имя революции

    Как мы знаем, в поздней Российской империи евреи, за редким исключением, крестились по самым разным мотивам, в равной степени далеким от религии.…

  • Благочестие и первая древнейшая

    В своей книге Не только скрипач на крыше, в главе, посвященной торговле живым товаром и разнообразном еврейском участии в этом почтенном…