По ссылке много мыслей и рассуждений весьма специфичных аФФторы, которые, в общем, на любителя. Однако при этом фактическая часть так удивительно прекрасна, что не могу не процитировать ее in toto:
Едва пролистав учебники, новоиспечённый специалист признает себя негодным к преподаванию любого из них. Здесь с особенной силой проявляется та истина, что учитель – отнюдь не профессия, а призвание. В нашем случае призванными оказались два десятка учительниц, в основном младших классов, одного из районов Карелии.
Общее невежество уравняло будущих учителей ОРКСЭ как с собственными учениками, так и с "тьютором". Как только это стало ясно, атмосфера на курсах сложилась непринуждённая, и педагоги весёлой гурьбой отправились навстречу удивительным открытиям в области религии.
По душе пришёлся иудаизм – аудитория радостно загалдела, узнав из презентации, что евреи тоже празднуют Пасху. Вопрос, почему нет у иудеев к тому же еще и Рождества, повис в воздухе: тьютор зачитал с экрана о 19 томах Талмуда, состоящих из 2 947 страниц, о вере во Единого Бога и Мошиаха, но о разнице между иудаизмом и христианством не сказал ни слова. Ничего, догадались сами: "Так иудаисты – это тоже христиане!" (никакие наши возражения уже не поколебали эту уверенность, основанную на термине "иудеохристианство", увиденном не где-нибудь, а в Интернете!). А вот буддизм оказался не ко двору, особенно для пожилой части аудитории: как же, для буддистов етих свастика – священный символ! (Благо, карельские учителя не знают о свастике, до сих пор остающейся одним из основных военных символов соседней Финляндии).
Самые живые впечатления педагоги получили от встречи с представителями конфессий. За неимением в окру́ге мусульман, иудеев и буддистов, пригласили православного священника, старосту лютеранской общины и пастора местных пятидесятников (то, что настоящими специалистами являются религиоведы и культурологи, а вовсе не адепты соответствующих конфессий, организаторам в голову не пришло). Поп с красноречивой фамилией Цап оказался труслив: соврав для начала, что для беседы ему требуется благословение епископа, уже накануне встречи отговорился "семейными обстоятельствами". Так что пришлось слушать отсебятину лишь от оставшихся двоих, связиста и водителя по профессии. Учительниц, например, живо интересовало, могут ли они зайти в кирху в брюках. А без платка? А накрашенными? Ответы лютеранина публику порадовали, а вот пятидесятник, отвечавший то же самое на те же вопросы, постоянно сыпал цитатами из Библии, чем вызвал отношение настороженное. Мы, в свою очередь, пытались задавать вопросы посерьёзней, но связист и водитель на них ответить затруднялись, а училки злились и перебивали. Пастор, например, доказывал нам, что пятидесятники – не харизматы, что православные и "греко-католики" разделились в третьем веке, а при Патриархе Алексии ІІ поменялась дата празднования Рождества Христова…
Вспомнилось, как один иудей, с которым мы общались, разъяснил нам интересный принцип еврейской педагогики: оценивать ученика не по его ответам, а по вопросам, которые он задаёт учителю. Повторить заученное можно, ничего не поняв, а вот задаваемые вопросы раскрывают истинный уровень обучаемого. Вопросы будущих учителей ОРКСЭ наглядно показали, что их отношение к религиозной культуре безнадёжно поверхностное. И покуда оно будет оставаться таковым, никакая другая информация не пойдёт им на пользу.
Впрочем, познаниями их головы и не перегружали. Оправдываясь, тьютор обнадёживал коллег: литературы, мол, сейчас много, сами найдёте. Он сам оказался блестящим примером того, как Интернет позволяет даже полному профану легко и быстро разобраться в любых вопросах: слушатели узнали, что "Соборы на территории России не проводились с IX века", "в Греции государство определяет то, какая будет религия", что миропомазание совершается на полиелее, и многое другое в таком духе. Тьютор избегал чтения с экрана презентаций собственного изготовления, поскольку не надеялся угадать ударения в церковных терминах, но всё-таки поделился откровением, что "голодного надо накормить, а жадного напоить".