Погостив 4 дня, я хотел отправиться в обратный путь, но великий князь задержал меня. Причина была ясна для меня. Великий князь с нетерпением ждал приезда А. В. Кривошеина, участника Ясского совещания, надеясь, что тот привезет ему приглашение стать во [319] главе войск Добровольческой Армии, Украины и Дона. Конечно, тотчас последовало бы согласие, и великий князь пригласил бы меня остаться при нем. В приезд А. В. Кривошеина все так верили, что во дворце шли уже разговоры: кому из князей ехать с великим князем, некоторые опасались, как бы и великие княгини не поехали с ним и т. п. Но Кривошеий не ехал.
Приглашение, как мы знаем, не последовало ни тогда, ни после. Последний государь и самодержец умудрился настолько дискредитировать идею монархии и династию, то даже достаточно правое руководство южной контреволюции боялось любых связей с Романовыми, не исключая даже относительнопопулярного, несмотря на разгромное отступление в 1915, Николай Николаевича.
Сибирская же контрреволюция была, как мы знаем, гораздо левее - эсеры там, народные социалисты... Так что похоже, что екатеринбургский расстрел следует считать следствием идеологии, страха и большевистской любви к историческим аналогиям, а не оценки реальных рисков. Освободу Николая и его семью какие-нибудь каппелевцы - для сибирских властей это стало бы лишней головной болью, а для самих большевиков - возможным идеологическим козырем.
By the way, убив Николая и всю его семью, большевики, сами того не желая, оказали ему огромную поосмертную услугу. Если бы не мученическая смерть, последний самнодержец, скорее всего, остался бы в исторической памяти исключительно в качестве бездарного лузера, ввязавшегося в две неудачные войны, допустившего две революции, и утратившего доверие страны настолько, что на ключевые должности не мог найти никого, кроме совершеннейших ничтожеств вроде Протопопова. А так - икона-с.
Ну и в качестве Пы.Сы. Как известно, история правления Романовых не только закончилась, но и началась казнью маленького ребенка, причем в первом случае Романовы были отнюдь не жертвой. Так что любителям порассуждать о карме, историческом возмездии и прочей хренотени есть здесь, о чем поговорить.