Поскольку к 1 апреля не получилось, то, соответственно, все серьезно. :)
8. Будучи последними бедняками, местечковые шуты много заботились о других обездоленных — собирали пожертвования, приданое для бедных невест и т.д. На этой почве у них постоянно происходили стычки с местными богатеями, не спешившими помогать своим нуждающимся единоверцам.
Шлойме Людмирер зашел к богачу за пожертвованием. Тот протянул ему пятак. Шломо поблагодарил его и благословил: «Дай вам Бог капитал в пять раз больше этого». Богач вспылил и стал ругаться, но Шломо спокойно ответил:«У вас еще есть возможность дать под это благословение две тысячи рублей».
10. Некоторые еврейские остряки отличались вольнодумством. Особенно славился этим живший в Виленской губернии Шмерл Снитковер, получивший даже прозвище лец-апикойрес — шут-безбожник:
На вопрос о том, можно ли в Йом-Кипур ездить в поезде, Шмерл Снитковер ответил так: «Конечно, можно. Ибо одно из двух: либо я встречу в вагоне раввина — тогда он вынужден будет промолчать, или же не встречу раввина — а кого еще мне бояться?»
Почувствовав приближение смерти, Шмерл попросил червивую сливу.
— Зачем, ведь это треф?
— Именно поэтому. Когда я умру, потащат меня ангелы в суд, начнут считать мои грехи — а моим грехам ведь конца-краю нет. Они будут считать и считать, а я, бедняга, мучиться, когда же конец? И вот, когда дойдет до червивой сливы, я наконец вздохну свободно!