Как я, кажется, когда-то писал, современные художественные тексты я, увы, оцениваю преимущественно по физиологическому критерию - тошнит или не тошнит. Этот тест роман Мураками безусловно прошел, читается нормально. Однако от автора, которого в свое время читал с большим удовольствием, все-таки ждешь чего-то большего. Чего, к сожалению, в наличие не оказалось.
В свое время кто-то метко заметил, что Мураками, на самом деле, все время пишет одну книгу. "1Q84" - лучшее тому подтверждение, Мураками честно собрал там все свои любимые темы. Тут тебе и секты, и потустороння чертовщина, и даже просто чуть ли не дословные цитаты из прошлых книг. В общем, эту хохмочку мы явно уже слышали.
Заодно в романе, кажется, не упущена ни одна "актуальная" тема": есть герой гей, есть много семейного насилия, есть педофилия, даже Холокост приплетен за каким-то неизвестным хреном. Плюс невероятно много подробных физиологических описаний (кто-то в свое время заметил, что в классической литературе физиологии практически нет - ну так Мураками решил компенсировать). Правда, нужду, по неизвестной причине, все герои справляют исключительно малую, хотя кушают много и с подробностями.
Кстати, о подробностях: стоит герою или героине надеть какую-нибудь одежку или воспользоваться каким-нибудь девайсом, как автор непременно называет фирму-изготовителя. Будь дело в России, я бы не секунды не сомневался, чем вызван этот художественный прием. Но кто знаетм может, у них в Японии нравы такие же.
Хороший роман отличается от прочих тем, что в конце все линии сходятся в одну точку, и если не герои, то хотя бы читатель получает ответы на все вопросы. У Мураками все в точности до наоборот: большинство линий просто обрывается в пустоте, оставляя читателей в полном недоумении - "папа, что это было".
Ну и самое главное (маленький спойлер): сюжет романа прост, как амеба. Мальчик и девочка, полюбившие друг друга в детстве, расстаются по воле судьбы - и попадают в параллельную Вселенную, и проходят там всяческие квесты, чтобы снова найти друг друга. "Вот, кажись, и все". Стоило ли ради этого городить огород аж в три тома?
В общем, во всем этом мне видится один положительный момент: будучи в нерезиновой, аз, многогрешный, пожалел денег и не купил уже не помню сколько за первые два тома в бумажном виде. И теперь понимаю, что был тогда совершенно прав.