? ?
о.Арониус
November 1st, 2011
01:09 pm

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
Когда еврейское казачество восстало
Очередной пример из серии, какими методами изготавливается т.н. "национальная история"

Работая над неким прожектом, пришлось обратиться к популярной книжице некой Рут Сэмюэлс "По трупам тропам еврейской истории". Где, в частности, обнаружил следующий пассаж.

При императоре Констанцие II на жизнь евреев Римской империи были наложены новые запреты, что привело к восстанию еврейского населения Галилеи. Римляне жестоко подавили это восстание. Они разрушили города Циппори и Тверию, где находились академии-иешивы. Евреям пришлось бежать из этих городов, спасая свою жизнь.

Аз, многогрешный, естественно, заинтересовался, чем же император Констанций так допек евреев. И выяснил, что сей кровожадный и беспощадный правитель запретил евреям аж две вещи (желающие приглашаются угадать, не заглядывая под кат): во-первых, держать христианских рабов (во избежание их обращения в иудаизм), а во вторых - и в главных - портить гойских девок жениться на нееврейских женщинах. О чем, собственно, прямым текстом и сказано в тексте указа, доступного всем желающим в переводе на понятный английский язык".

Понятно, канешна, что даже эти запреты могли стать поводом для восстания (особенно если еврейские женщины решили поиграть в Лизистрату). Но тут есть один нюанс - современное императору Констанцию еврейское законодательство запрещало подобные связи не менее последователььно, и карало достаточно жестоко, о чем сами евреи с гордостью и пишут:
В Талмуде рассказывается: в суде Равы одного подсудимого приговорили к наказанию плетьми за то, что он, вопреки еврейскому закону, находился в связи с нееврейкой. Во время бичевания осужденный умер. Так что если император Констанций антисемид, то про еврейских мудрецов я, право, не знаю, что и думать.

Ну а что касается собственно восстания - надо ли объяснять, что в источниках оно описано несколько иначе, чем у тети Рути:

А между тем диокесарийские Иудеи стали делать набеги на Палестину и соседние области. Взявшись за оружие, они не хотели повиноваться Римлянам; но кесарь Галл, живший тогда в Антиохии, узнав об этом, послал против них войско, которое разбило их, а Диокесарию разрушило до основaния.

В сем году иудеи в Палестине возмутились и избили многих эллинов и самаритян, но римское войско совершенно истребило их и город их Диокесарию.

Current Music: Тоска (Миланова, Бьерлинг, Уоррен)

(21 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:i_eron
Date:November 1st, 2011 11:29 am (UTC)
(Link)
Интересно. Диокесария - это Циппори, правильно? А известно ли отдельно про безобразия тверских тибериадских иудеев? Или они в Циппори и в Тверии были тогда "заодно" и различать их незачем?
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 1st, 2011 11:34 am (UTC)
(Link)
Я нашел в сети не все источники, где говорится об этом восстании. В частности, не нашел "Xронику" Иеронима.
[User Picture]
From:i_eron
Date:November 1st, 2011 12:14 pm (UTC)
(Link)
Сказано, что кесарь Галл сжёг многие города иудеев, но не сказано, откуда были восставшие иудеи. Я не спорю, просто хотел бы понять, были ли галилейские иудеи тогда более или менее единым обществом. Я думал, что они скорее жили отдельными общинами. Если так, то возможен сценарий, при котором безобразничали одни иудеи из Циппори, а римский гнев они навлекли на всех.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 1st, 2011 12:17 pm (UTC)
(Link)
Вполне возможный сценарий, да.
[User Picture]
From:ben_tal
Date:November 1st, 2011 11:50 am (UTC)
(Link)
я не знаю что там с дефками, но запрет иметь христианских рабов...
это всем запретили или только евреям? а у других было много христианских рабов?
если да, то это означало невозможность конкурировать с не-евреями! вполне себе повод для восстания...
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 1st, 2011 11:54 am (UTC)
(Link)
Запретили, понятно, только евреям - прочие не обращали рабов в свою веру.

Еврейская экономика была не слишком сильно завязана на рабовладении. Так что ни в Талмуде, ни в мидрашах не ни одного упоминания, что у евреев возникли в то время проблемы с рабочей силой.
[User Picture]
From:ben_tal
Date:November 1st, 2011 12:00 pm (UTC)
(Link)
интересно. а на чём она была завязана? что могли евреи производить без рабов в то время??!
сельское хоз. в то время без рабов не канало (как бизнес...)
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 1st, 2011 12:06 pm (UTC)
(Link)
Не специалист. Но сколь помнится, в соответствующих еврейских текстах, связанных с производством, наемные рабочие и поденщики упоминаются чаще рабов.
[User Picture]
From:ben_tal
Date:November 1st, 2011 12:09 pm (UTC)
(Link)
конечно, ибо им надо платить (а не хочется)...
но основой экономики были тогда рабы, имхо.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 1st, 2011 12:14 pm (UTC)
(Link)
Рабский труд, насколько я понимаю, выгоден только при достаточно крупном производстве. Если же крестьянин пашет свой небольшой надел, то раба может оказаться дороже кормить.
[User Picture]
From:ben_tal
Date:November 1st, 2011 12:17 pm (UTC)
(Link)
конечно! я и говорю, что такой запрет стал поперёк горла богатым и влиятельным!
а что касается запретов жениться -- то кому и когда они (запреты) мешали?
[User Picture]
From:khavarshenas
Date:November 1st, 2011 12:12 pm (UTC)
(Link)
непонятно:
1. Римский источник - объективный ?
2. Странно, что подняли восстание из-за того что император запретил, то что и так запрешено алахой?
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 1st, 2011 12:16 pm (UTC)
(Link)
Римские и церковные источники, может, и не слишком объективны, но других в данном случае нет. Так что за неимением гербовой...
[User Picture]
From:littledobry_lis
Date:November 1st, 2011 12:15 pm (UTC)
(Link)
Гхм, насколько мне известно, в Римской империи действовал запрет на распространение иудаизма. Видать, именно это и повлияло на решение Констанца II
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 1st, 2011 12:16 pm (UTC)
(Link)
Да, со времен Константина Великого. По ссылке есть текст соответствующего закона (в английском переводе).
[User Picture]
From:hamaskil
Date:November 1st, 2011 02:08 pm (UTC)
(Link)
Что ты катишь бочку на мадаму ? Она даже упомянула р. Де Леона как автора книги Зогар

Полагают, что идеи Шимона бар Йохая положили начало сочинениям мистического направления, известных под названием каббалистических. Его влияние ощущалось в течение многих столетии. Книга "Зохар" ("Сияние"), написанная тысячу лет спустя Моше де Леоном в Испании, несомненно, создана под воздействием идеи Шимона бар Йохая и даже приписывается нередко ему.
[User Picture]
From:o_aronius
Date:November 1st, 2011 02:16 pm (UTC)
(Link)
Возможно, у мадам просто другсая пейсочница -не кирув, а еврейское самосознанчество или даже еврейская идентичность.
[User Picture]
From:ben_aryeh
Date:November 1st, 2011 03:21 pm (UTC)
(Link)
Ничего не понял. Кроме уже известного факта - Вам не нравится еврейское самосознание и нравится православное.
[User Picture]
From:rav_erev
Date:November 1st, 2011 07:13 pm (UTC)
(Link)
+++ современное императору Констанцию еврейское законодательство запрещало подобные связи не менее последователььно

А это не имеет особого значения. Мы по-разному воспринимаем выражение "жидовская морда" из уст еврея и нееврея. Да и если бы сейчас российские загсы вдруг отказались регистрировать браки между евреями и неевреями - это было бы однозначно воспринято как проявление антисемитизма. Так что евреи могут брать нееврейских жен, могут не брать. Как решат, так и будет, причем, как это обычно у евреев бывает, решение в любом случае выполнят не все. А вот когда это решают не евреи, а император Констанций - это, безусловно, повод к недовольству и, пожалуй, к восстанию.
[User Picture]
From:zyama_krendel
Date:November 2nd, 2011 01:19 pm (UTC)
(Link)
Так что если император Констанций антисемид, то про еврейских мудрецов я, право, не знаю, что и думать.
...A уж кто такие эти самые - портящие нееврейских девок - с точки зрения еврейских мудрецов - это и помыслить страшно!.. :))
Powered by LiveJournal.com