Для удобства читателей копирую ее здесь почти целиком, по исходному файлу (поскольку при публикации часть текста выпала (ссылки, правда, скопировать не получилось, но они все есть в интернет-версии:
Хотя в этой статье речь пойдет об иерусалимских стенах, проломленных в месяце таммуз, мы не станем пытаться примирять две вышеприведенные версии. Поскольку событие, о котором пойдет речь, произошло на полтора тысячелетия позже, и датировано абсолютно точно.
По единодушному свидетельству еврейских и христианских источников, начавшийся в 1096 году первый крестовый поход сопровождался массовми насилиями против евреев Германии, Чехии и других стран, оказавшихся на пути крестоносцев.
И было, что, проходя мимо городов, где жили евреи, сказали эти люди друг другу: «Вот мы отправились в долгий путь на поиски нашего языческого святилища и для мести исмаильтянам, в то время как тут, прямо среди нас, живут евреи — те, чьи отцы умертвили и распяли его ни за что. Давайте же сначала отомстим им и уничтожим их из числа народов, так чтобы имя Израиля никто бы не помнил, или пусть примут нашу веру и признают сына греха и распутства» .
В том же году в народе началось такое возбуждение, такое религиозное рвение по причине похода в Иерусалим, что в немецких областях и особенно в восточной Франции в городах и деревнях осталось лишь очень немного жителей... Некоторые из них стали проходить через нашу страну; проходившие нападали на евреев и с божьего соизволения крестили помимо их воли, тех же, которые противились, убивали. Епископ Козьма, считавший насильственное крещение противоречащим предписаниям церковных законов и движимый справедливостью, попытался воспротивиться крещению евреев помимо их воли, но тщетно .
Они либо совершенно уничтожали безбожнейшие остатки иудеев, как истинно внутренних врагов церкви, по городам, через которые проходили, либо вынуждали их искать спасения в крещении; однако, очень многие из тех впоследствии вновь вернулись к иудаизму .
Трудно сказать, насколько подробно знали евреи Иерусалима о том, что происходит с их братьями в Европе. Однако они не могли не помнить указ о насильственном крещении, изданный императором Ираклием, последним христианским правителем Святой Земли. Поэтому в войне между крестом и полумесяцем их симпатии безусловно были на стороне мусульман. И когда, пройдя через Малую Азию и овладев Антиохией, армия крестоносцев пересекла границы Святой Земли, местное еврейство встретило их с оружием в руках.
Между тем, 7 июня 1099 года крестоносцы подошли к стенам Иерусалима. Многие воины плакали, увидев стены священного города, ради завоевания которого вышли в поход три года назад.
Началась осада. Иерусалим был хорошо укреплен, его гарнизон насчитывал до 40 тысяч бойцов, плюс за оружие взялись многие горожане и беженцы, и в том числе местные евреи. Однако воины креста были полны решимости взять город, невзирая ни на какие трудности.
Решающий штурм Иерусалима начался 14 июля (по еврейскому календарю - 23 таммуза). Первый день боев не принес решительного успеха ни той, ни другой стороне. На следующий день сражение возобновилось. Крестоносцам удалось засыпать ров, окружающий укрепления, и придвинуть осадные башни прямо к городским стенам, и поджечь защищавшие их мешки. Как пишет христианский хронист, " дуновение северного ветра раздуло <огонь> в яркое пламя и погнало в город такой густой дым, надвигавшийся все беспощаднее, что защитники стен не были в состоянии открыть ни рот" . Это позволило крестоносцам перебросить на стену деревянные мостки, и прорваться в город. Первым был некий рыцарь Летольд, за ним последовали вожди крестоносцев Готфрид Бульонский и Танкред Тарентский. Увидев, что город пал, эмир гарнизона башни Давида, где находился основной мусульманский гарнизон, сдался и открыл перед крестоносцами Яффские ворота.
Все авторы, сообщавшие о взятии Иерусалима, единодушно свидетельствуют о чудовищной резне, которую воины креста устроили в святом городе. Яковитский патриарх Михаил Сириец писал, что "многие из арабов погибли в городе, и он был переполнен трупами, /павшие были даже/ в Храме Купола, который именуют мечетью Скалы" . Еще красноречивее был очевидец штурма Раймунд Ажильский – по его словам, " в храме Соломоновом и в его портике передвигались на конях в крови, доходившей до колен всадника и до уздечки коней" . Убийства сопровождалось массовым грабежом: крестоносцы "рассеялись по всему городу, хватая золото и серебро, коней и мулов, забирая [себе] дома, полные всякого добра…наши пилигримы гнали и убивали сарацин до [самого] храма Соломонова, скопившись в котором, они дали нам самое жестокое сражение за весь день, так что их кровь текла по всему храму. Наконец, одолев язычников, наши похватали в храме множество мужчин и женщин и убивали, сколько хотели…и никто еще не слышал и не видел такого истребления язычников" .
Большинство авторов, писавших о взятии Иерусалима, говорят о массовом избиении мусульман (которых некоторые из них так же называют "язычниками"). Однако по словам византийской принцессы Анны Комнины, среди жертв рыцарей креста так же оказались и иерусалимские евреи: "Окружив его стены и приступив к осаде, они <крестоносцы> после месяца непрерывных штурмов взяли город 1136 и убили много жителей — сарацин и евреев" . Подробности о судьбе иерусалимской общины сообщает арабский хронист ибн аль-Каланиси, живший в Дамаске в XII веке:
На следующий день франки снова подступили к городу, поднялись на осадную башню и оттуда хлынули на стены, и горожане обратились в бегство. А франки вошли в город и овладели им. Некоторые жители города бежали в михраб, и было убито великое множество. Иудеи собрались в своем храме, но франки сожгли их там.
В литературе можно встретить утверждения, что крестоносцы уничтожили всех евреев Иерусалима, и даже что они якобы "сгоняли" их в синагогу, которую затем подожгли. Письма, найденные в каирской генизе историком Ш. Гойтеном, свидетельствуют, что это, слава Богу, преувеличение – пока в городе шли бои, у крестоносцев, слава Богу, не было ни сил, ни времени на организацию подобных акций. Поэтому многие иерусалимские евреи попали в плен, и были впоследствии выкуплены своими соплеменниками . Другие попали в плен к Тамкреду Тарентскому, и были отправлены им в Апулию. Наконец, уцелевшие евреи были изгнаны из Иерусалима вместе с другими нехристианами. Но как бы то ни было, еврейская община города перестала существовать.
Впоследствии жизнь евреев основанного крестоносцами Иерусалимского королевства вошла в спокойную колею. Как показал иерусалимский историк Joshua. Prawer, они испытывали даже меньше ограничений, чем их европейские единоверцы . Еврейские путешественники, побывавшие в то время в Земле Израиля, сообщают о еврейских общинах, достаточно мирно живущих в разных городах, контролируемых крестоносцами. И лишь в Иерусалиме евреев не осталось: законом королевства иудеям и мусульманам было запрещено проживать в святом городе. Исключение было сделано лишь для одного дома, который ежегодно сдавался королем группе евреев-красильщиков, сумевших получить монопольное право на окраску тканей .
Пока Иерусалим находился под властью мусульман, он по-прежнему оставался пусть не самым главным, но все-таки достаточно значительным духовным центром еврейского народа. В частности, там действовала знаменитая Иерусалимская иешива, переведенная в город из Твери. При крестоносцах все это было уничтожено.
Таким образом, в 1099 году история как бы повторилось. Как и в библейские времена, месяц ав вновь принес горе, смерть и разрушение евреям Иерусалима.