о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Categories:
  • Music:

Календарное. Месяц Тамуз и падение Иерусалима

Очередная календарная статья из июльского номера журнала "Лехаим". В принципе, чистый ликбез, но вдруг кому будет интересно.

Для удобства читателей копирую ее здесь почти целиком, по исходному файлу (поскольку при публикации часть текста выпала (ссылки, правда, скопировать не получилось, но они все есть в интернет-версии:

Хотя в этой статье речь пойдет об иерусалимских стенах, проломленных в месяце таммуз, мы не станем пытаться примирять две вышеприведенные версии. Поскольку событие, о котором пойдет речь, произошло на полтора тысячелетия позже, и датировано абсолютно точно.

По единодушному свидетельству еврейских и христианских источников, начавшийся в 1096 году первый крестовый поход сопровождался массовми насилиями против евреев Германии, Чехии и других стран, оказавшихся на пути крестоносцев.

И было, что, проходя мимо городов, где жили евреи, сказали эти люди друг другу: «Вот мы отправились в долгий путь на поиски нашего языческого святилища и для мести исмаильтянам, в то время как тут, прямо среди нас, живут евреи — те, чьи отцы умертвили и распяли его ни за что. Давайте же сначала отомстим им и уничтожим их из числа народов, так чтобы имя Израиля никто бы не помнил, или пусть примут нашу веру и признают сына греха и распутства» .
В том же году в народе началось такое возбуждение, такое религиозное рвение по причине похода в Иерусалим, что в немецких областях и особенно в восточной Франции в городах и деревнях осталось лишь очень немного жителей... Некоторые из них стали проходить через нашу страну; проходившие нападали на евреев и с божьего соизволения крестили помимо их воли, тех же, которые противились, убивали. Епископ Козьма, считавший насильственное крещение противоречащим предписаниям церковных законов и движимый справедливостью, попытался воспротивиться крещению евреев помимо их воли, но тщетно .
Они либо совершенно уничтожали безбожнейшие остатки иудеев, как истинно внутренних врагов церкви, по городам, через которые проходили, либо вынуждали их искать спасения в крещении; однако, очень многие из тех впоследствии вновь вернулись к иудаизму .

Трудно сказать, насколько подробно знали евреи Иерусалима о том, что происходит с их братьями в Европе. Однако они не могли не помнить указ о насильственном крещении, изданный императором Ираклием, последним христианским правителем Святой Земли. Поэтому в войне между крестом и полумесяцем их симпатии безусловно были на стороне мусульман. И когда, пройдя через Малую Азию и овладев Антиохией, армия крестоносцев пересекла границы Святой Земли, местное еврейство встретило их с оружием в руках.

Между тем, 7 июня 1099 года крестоносцы подошли к стенам Иерусалима. Многие воины плакали, увидев стены священного города, ради завоевания которого вышли в поход три года назад.

Началась осада. Иерусалим был хорошо укреплен, его гарнизон насчитывал до 40 тысяч бойцов, плюс за оружие взялись многие горожане и беженцы, и в том числе местные евреи. Однако воины креста были полны решимости взять город, невзирая ни на какие трудности.

Решающий штурм Иерусалима начался 14 июля (по еврейскому календарю - 23 таммуза). Первый день боев не принес решительного успеха ни той, ни другой стороне. На следующий день сражение возобновилось. Крестоносцам удалось засыпать ров, окружающий укрепления, и придвинуть осадные башни прямо к городским стенам, и поджечь защищавшие их мешки. Как пишет христианский хронист, " дуновение северного ветра раздуло <огонь> в яркое пламя и погнало в город такой густой дым, надвигавшийся все беспощаднее, что защитники стен не были в состоянии открыть ни рот" . Это позволило крестоносцам перебросить на стену деревянные мостки, и прорваться в город. Первым был некий рыцарь Летольд, за ним последовали вожди крестоносцев Готфрид Бульонский и Танкред Тарентский. Увидев, что город пал, эмир гарнизона башни Давида, где находился основной мусульманский гарнизон, сдался и открыл перед крестоносцами Яффские ворота.

Все авторы, сообщавшие о взятии Иерусалима, единодушно свидетельствуют о чудовищной резне, которую воины креста устроили в святом городе. Яковитский патриарх Михаил Сириец писал, что "многие из арабов погибли в городе, и он был переполнен трупами, /павшие были даже/ в Храме Купола, который именуют мечетью Скалы" . Еще красноречивее был очевидец штурма Раймунд Ажильский – по его словам, " в храме Соломоновом и в его портике передвигались на конях в крови, доходившей до колен всадника и до уздечки коней" . Убийства сопровождалось массовым грабежом: крестоносцы "рассеялись по всему городу, хватая золото и серебро, коней и мулов, забирая [себе] дома, полные всякого добра…наши пилигримы гнали и убивали сарацин до [самого] храма Соломонова, скопившись в котором, они дали нам самое жестокое сражение за весь день, так что их кровь текла по всему храму. Наконец, одолев язычников, наши похватали в храме множество мужчин и женщин и убивали, сколько хотели…и никто еще не слышал и не видел такого истребления язычников" .

Большинство авторов, писавших о взятии Иерусалима, говорят о массовом избиении мусульман (которых некоторые из них так же называют "язычниками"). Однако по словам византийской принцессы Анны Комнины, среди жертв рыцарей креста так же оказались и иерусалимские евреи: "Окружив его стены и приступив к осаде, они <крестоносцы> после месяца непрерывных штурмов взяли город 1136 и убили много жителей — сарацин и евреев" . Подробности о судьбе иерусалимской общины сообщает арабский хронист ибн аль-Каланиси, живший в Дамаске в XII веке:

На следующий день франки снова подступили к городу, поднялись на осадную башню и оттуда хлынули на стены, и горожане обратились в бегство. А франки вошли в город и овладели им. Некоторые жители города бежали в михраб, и было убито великое множество. Иудеи собрались в своем храме, но франки сожгли их там.

В литературе можно встретить утверждения, что крестоносцы уничтожили всех евреев Иерусалима, и даже что они якобы "сгоняли" их в синагогу, которую затем подожгли. Письма, найденные в каирской генизе историком Ш. Гойтеном, свидетельствуют, что это, слава Богу, преувеличение – пока в городе шли бои, у крестоносцев, слава Богу, не было ни сил, ни времени на организацию подобных акций. Поэтому многие иерусалимские евреи попали в плен, и были впоследствии выкуплены своими соплеменниками . Другие попали в плен к Тамкреду Тарентскому, и были отправлены им в Апулию. Наконец, уцелевшие евреи были изгнаны из Иерусалима вместе с другими нехристианами. Но как бы то ни было, еврейская община города перестала существовать.

Впоследствии жизнь евреев основанного крестоносцами Иерусалимского королевства вошла в спокойную колею. Как показал иерусалимский историк Joshua. Prawer, они испытывали даже меньше ограничений, чем их европейские единоверцы . Еврейские путешественники, побывавшие в то время в Земле Израиля, сообщают о еврейских общинах, достаточно мирно живущих в разных городах, контролируемых крестоносцами. И лишь в Иерусалиме евреев не осталось: законом королевства иудеям и мусульманам было запрещено проживать в святом городе. Исключение было сделано лишь для одного дома, который ежегодно сдавался королем группе евреев-красильщиков, сумевших получить монопольное право на окраску тканей .

Пока Иерусалим находился под властью мусульман, он по-прежнему оставался пусть не самым главным, но все-таки достаточно значительным духовным центром еврейского народа. В частности, там действовала знаменитая Иерусалимская иешива, переведенная в город из Твери. При крестоносцах все это было уничтожено.

Таким образом, в 1099 году история как бы повторилось. Как и в библейские времена, месяц ав вновь принес горе, смерть и разрушение евреям Иерусалима.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments