о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Четверть века в Большом

Дочитал недавно мемуары замечательного советского баса Ивана Петрова (Краузе). Чтение небезинтересное, особенно по контрасту с книгой Галины Вишневской, которую довелось читать еще при советской власти. Поскольку, в отличие от Вишневской, Петров, кажется, никого не полил грязью - если верить его мемуарaм, все время в театре его окружали исключительно хорошие и замечательные люди, всячески ему помогавшие и делавшие только хорошее.

Т.е. разумеется, в жизни все было явно не так. Ту же Вишневскию он явно не любил и даже довольно изящно и обидно поддел, а на сменившего его Нестеренко, похоже, обиделся. Но все это если и вычитывается, то исключительно между строк. Так что искренне завидуешь человеку, сумевшему сохранить подобное мировоззрение, проработав сорок лет в гадюшнике, которым не мог не быть театр, подобный Большому.

Ну и пара запомнившихся моментов. Во-первых, неизбежные театральные байки, часть из которых не могу не процитировать.

Пикантный случай произошел на опере "Саломея" Рихарда Штрауса. Согласно либретто на сцене поет хор евреев, и Сук долгое время бился над стройностью его звучания. Когда же этот хор был отрепетирован, Сук объявил: "Все евреи свободны". И вдруг оркестр поднялся и собрался уходить. "Да нет, нет! - закричал Сук.- Не эти евреи, а те, которые на сцене!"

Помню, ставили "Иоланту", дирижировал Самосуд, и тенор Леганцев все просил, чтобы тот дал ему что-нибудь спеть в этой опере. Леганцев был очень высокого роста, и, хотя голос у него звучал хорошо, но партии героев он не мог петь, так как его внешность не соответствовала этим образам.
- Ну что я вам могу дать? Ну нет для вас партии в "Иоланте",- отвечал Самуил Абрамович.
Но Леганцев так приставал к Самосуду, что тот сказал:
- Хорошо, пойдите в оперную канцелярию и скажите, что я вам дал партию Рауля.
Счастливый Леганцев прибежал в канцелярию и говорит ее заведующему:
- Василий Иванович! Самуил Абрамович дал мне в "Иоланте" партию!
- Какую-с? - спросил заведующий.
- Партию Рауля!
- Как-как?
- Партию Рауля!
Тогда Василий Иванович обратился к сотруднице:- Милочка, дайте, пожалуйста, клавир "Иоланты"... Так, давайте посмотрим.. Где же здесь Рауль? Ага, вот. Что же тут про него говорится? Бертрам: "Узнай, старик, Рауль вчера скончался".

Смешная история случилась в "Иоланте". Я пел короля Рене, а Норцов Роберта. Он хорошо пел, красиво выглядел. И дикция у него всегда была очень четкая. Роберт пришел с отрядом, чтобы спасти Водемона, и, увидев короля Рене, движимый благородным чувством, с жаром воскликнул: "Что вижу? Король Рене! Велите, дочь вашу, перед алтарем я..." И вдруг забыл слова и начал: "Пам-пам, пам-пам, пам, пам-пам-пам". Потом неожиданно на высоком фа-диезе вывел одно слово: "Матильде".

Oднажды в сцене помолвки Марфы и Лыкова я должен был выйти в кафтане, поверх которого накинута еще легкая шубка без рукавов, отороченная мехом. Но, когда режиссер пригласил меня на сцену, я забыл эту шубку надеть. Во время действия я заметил какое-то оживление в зале, а затем и в директорской ложе, и за кулисами, откуда мне непрерывно делали какие-то знаки. Наконец, в паузе я вышел за кулису, тут меня уже ждал костюмер, который быстро накинул недостающую шубку. Оказывается, передняя часть моего кафтана была сделана из настоящего дорогого материала и расшита парчой, а заднюю (ведь ее из-за шубки не видно) сшили просто из дерюги. Да еще жирным шрифтом, словно углем написали: "Царская невеста". Собакин. Петров


A во-вторых - читая книгу, нельзя не удивиться, сколь бедным был репертуар лучшего советского театра. Т.е. с русскими операми все было пучком. Но вот западная музыка...Беллини, Доницетти, Бойто, Масканьи не ставили, кажется, вовсе. Даже из Верди - дай Бог половина. Причем ладно бы не шли какой-нибудь богом забытый Стифелио или идеологическ нервыдержанный "Набукко" - судя по книге, в Большом ни разу не шли даже такие топовые и идеологически выдержанные оперы, как "Сила Судьбы", "Эрнани, "Луиза Миллер", "Макбет", "Фальстаф"... причем почему и отчего - совершенно непонятно.

Ну и в-третьих - если в сети есть еще интересные оперные мемуары на русском - делитесь линками, please.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments