о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

Category:

Послепраздничное

Праздники закончились, но осадочек, как водится, остался - пока мы тут отдыхали, хорошие люди опубликовали небольшой этюд на соответствующую тему.

Начало и конец статьи - неизбежная в этом формате вода. Но несколько абзацев себя, любимого, процитирую:

Почему за свою традицию держатся люди, выросшие в традиционных ашкеназских семьях, – тема для отдельного разговора. Однако что касается русскоязычных иудеев, то их выбор, на наш взгляд, обусловлен как минимум тремя причинами.

Во-первых, в современном религиозном еврейском мире ашкеназы считаются элитой, а восточные евреи – людьми второго сорта (у ультраортодоксов это чувствуется острее, у религиозных сионистов – меньше). Правда, статус русскоязычных неофитов тоже не слишком высок, особенно в глазах ультраортодоксов. Однако вполне естественно, что в своем религиозном поведении они сознательно или бессознательно ориентируются на "элиту", даже если это сопряжено с дополнительными трудностями и расходами.

Во-вторых, в глазах многих верующих, причем не только иудеев, аскеза считается синонимом благочестия. Чем больше трудностей на пути, тем больше шансов, полагают многие, что этот путь ведет в Царство небесное. Поэтому, бегая по всему городу в поисках пасхального майонеза, или переплачивая за пасту без китниет, иудей сознательно или бессознательно полагает, что тем самым увеличивает свой "удел в Мире Грядущем". С этим же, на наш взгляд, связано другое предпасхальное безумие, когда, стараясь уничтожить квасное до последней крошки, неофиты натирают кровавые мозоли, и сжигают себе руки моющими средствами. С точки зрения буквы религиозного закона, никакой необходимости в этом нет, однако взыскующие Царства небесного считают, что "лучше перебдеть, чем недобдеть".

И, наконец, третья причина. Как мы уже сказали, запрет китниет в Песах – не закон, а традиция, то есть предание, которая хранится внутри семьи\общины, переходя из поколения в поколение, от отца к сыну. В традиционных ашкеназских семьях именно так и происходит: люди празднуют Песах так же, как их бабушки, и подают на праздничный стол те же блюда, что их матери и старшие сестры. Однако в семьях неофитов "порвалась связь времен". Даже если все их предки евреи (среди русскоязычных иудеев, как известно, немало потомков смешанных браков, а то и просто русских людей, принявших иудаизм), на Песах они обычно ели хлеб, в лучшем случае вместе с мацой. Никаких пасхальных традиций в этих семьях не было на протяжении двух, трех, а то и четырех поколений.

Массовая секуляризация была вызвана целым комплексом причин, лишь частично связанных с антирелигиозной и антинациональной политикой советской власти. Большинство предков нынешних русскоязычных иудеев вполне сознательно отказались от "предрассудков" в обмен на перспективы, связанные с участием в советском проекте. Однако, с точки зрения неофита, этот выбор был безусловной ошибкой, которую следует исправить.

Китниет подходит для этого как нельзя лучше. Отказываясь в Песах от риса и кукурузы, неофит, игнорируя уклад отцов и дедов, следует традициям своего местечкового прадеда – последнего из предков, кто, с его точки зрения, вел правильный образ жизни. Тем самым он символически восстанавливает прерванную цепочку, замыкая ее через два-три поколения и вычеркивая из нее отцов и дедов, сбежавших из местечек в большие города, из хедеров в вузы.


Пы. Сы. Примечание к заголовку - не мое, а редакционное. :)))
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments