1. В одной из глав цитируется российское Городовое положение, распространенное в 1915 на Царство Польское. Один из пунктов звучит так:
В городах, где евреи составляют более половины всего населения города, второй разряд избирает одну пятую гласных, а в остальных городах – то число гласных, которое приходится на второй разряд, сообразно отношению его избирателей к числу избирателей двух других разрядов, но, во всяком случае, не более одной десятой общего числа гласных.
Закон, безусловно, не слишком демократичный и даже дискриминационный, как и все столыпинские и послестолыпинские игры с национальными куриями. Однако аФФтар решил, что так получается не слишком жалостливо, и процитировал этот параграф следующим образом:
Jews shall not constitute more that 1/10 of the officers
Как говориться, почувствуйте разницу.
2. К середине 19 века российские общины были чрезычайно обременены долгами. Происхождение их известно: в 17 и особенно 18 веке общины Речи Посполитой наделали много долгов, в основном у духовенства. Вот, к примеры, что пишет историк Клиер: Евреи Луцка в 1676 г. взяли у местного монастыря в долг сумму в шестьсот польских злотых, процент на которую составлял сорок восемь злотых в год. В качестве залога было выставлено все движимое и недвижимое имущество общины, включая синагогу. Всем жившим там евреям запрещено было переезжать в другое место до тех пор, пока долг не будет выплачен. То, что в качестве дополнительного обеспечения была названа синагога, служит явным доказательством плачевного состояния, в котором очутились подобные еврейские общины. В 1773 г. Виленской общине пришлось заложить всю утварь из синагоги, чтобы не дать монахам завладеть Большой синагогой за долги…Долги общин со временем стали так значительны, что польский Сейм 1764 г. нарядил ликвидационную комиссию. чтобы навести какой-то порядок в финансовых делах евреев. Комиссия установила, что община в Вильно (3206 человек) задолжала 832 тысячи гульденов, Гродненская (2418 человек) - 448500 гульденов, Пинская (1277 человек) - 310 тысяч гульденов и Брест-Литовская (3175 человек) - 1)9700 гульденов. Большая часть долга Виленской общины приходилась на орден иезуитов, хотя доминиканцы, бернардинцы, августинцы, кармелиты, базилианцы и орден кающихся грешников Виленского монастыря также имели к ним претензии, как и отдельные светские и духовные лица. Устанавливая норму выплаты долга, ликвидационная комиссия приняла от Виленской общины заявление под присягой о том, что ее годовой доход от налогов и различных сборов составлял 34 тысячи гульденов, в то время как одни лишь проценты по долгам достигали 36224 гульденов. В конечном итоге попытка польских властей облегчить евреям выплату долгов потерпела неудачу, особенно в связи с тем, что они отменили принятый было в 1766г. запрет делать новые долги
Более того, в 1 томе своего исследования аФФтор писал примерно тоже самое. Однако ко второму тому уровень исторического самосознания достиг, наконец, нужного градуса, и он, ничтоже сумняшись, пишет:
Jews had accumulated debts from levies imposed upon them by the Catholic clergy, their churches and cathedrals
Читаешь - и так и видишь попа с кадилом, который гоняется за бедными евреями, и заставляет, заставляет, заставляет их брать в долг.