Первый (протокол заседания еврейского религиозного суда) - чистая бытовуха, практически неизбежная в традиционном обществе (тм):
Дабы предотвратить распространение порочащих слухов, решено записать следующее: девица Х. упала с лавки, будучи шести лет отроду, что привело к повреждению девственной плевы и обильному кровотечению из означенного места. Это могут подтвердить несколько женщин, которые присутствовали при том, как это случилось, и видели, как все произошло
Дело, кстати, по тем временам вполне банальное. Только в сохранившихся книгах еврейского суда Слободки (Литва, пригород Ковно) подобных записей - 39! Как грится, а девицы все падали и падали.
Второй документ - из русского суда:
Eвреи Оксман и Шварцман убиты единоверцами их за донос об утайке еврейскими кагальными старшинами значительного числа душ по ревизии; злодейство это произведено в виде законной казни по приговору собственного их судилища, состоящего большей частью из почетных евреев и старшин города Новая Ушица, которые и были первыми виновниками допущенного по ревизии подлога. И, чтобы пресечь дальнейшие доказательства сделанного допроса, положили в собраниях своих убить доносчиков. На то же время назначив убийц, лично убеждали их к ревностному исполнению сего замысла ... Убежденные сими внушениями и денежною наградою, убийцы приняли предложение старшин беспрекословно и убили доносчиков почти всенародно, так что один из них схвачен и умерщвлен в Синагоге во время молитвы, а другой убит на дороге..
Впрочем, судь этого дела тоже банальная. Поскольку за бедных евреев нужно было вносить подушный и другие налоги, кагалы всеми рогатыми способами не указывали их при переписи. Оксман и Шварцман, узнавшие об этих махинациях, начали шантажировать кагал, за что и поплатились. Дело было раскрытом, 80 человек арестовано.
Еще одна заслуживающая внимания деталь этого дела - для сокрытия следов тело убитого в синагоге Шварцмана было сожжено в печи общинной бани.