Для начала - небольшая загадка: ответьте, не заходя под кат, каков был род деятельности человека, которого летопись наградила следующей характеристикой:
Много бо пострадаша человеци от него, в держаньи его и сел изнебышви (лишились), и оружья, и конь, друзии же роботы добыша (стали рабами), заточенья же и грабленья; не токмо простецем, но и мнихом, игуменом, и иереем безмилостив сый мучитель, другим человеком головы остригая и бороды, иным же очи выжигая и язык урезая, а иныя распиная на стене и муча немилостиво, хотя исхитити (вымогая) от всех все имение: именья бо бе не сыт, аки ад.
Ответ: сей beatus vir - Феодор II, епископ Ростовски
Впрочем, кончил он плохо: отказавись от мечты об автокефальной митрополии, бывший покровитель Андрей Боголюбский выдал Феодора головой киевскому митрополиту Константину, который "повеле ему язык урезати, яко злодею и еретику, и руку правую уяти (отрубить), и очи ему вынуть". После этого епископа с жерновом на шее бросили в Ростовское озеро - "и тако злый зле погибе".
Ну, а книжка - "Люди и нравы Древней Руси" Б. А. Романова - интереснейшая попытка реконструировать древнерусский быт по юридическим памятникам, летописям, и, в первую очередь, церковным документам.
Написанная еще в сталинские времена, книга просто вызывающе несоветская - чего стоит один тезис о церкви как о силе, смягчающей классовые противоречия. Так что неудивительно, что она была запрещена, и при жизни автора не вышла (подробности тут
Книжку можно много где скачать, так что всячески рекомендую.