Так вот, среди деятелей этого общества оказался некий Я. А. Финкельштейн - личность, на мой взгляд, весьма примечательная. Нет, не пятым пунктом - этого добра в Большом обществе хватало (в киевском кружке, к примеру, были почти одни евреи: Б. Аксельрод, С. Г. Лурье, Г. Е. Гуревич, Рашевский, братья Левенталь, сестры Каминер... ), а своим происхождением. Поскольку в ррреволюционную работу означенный Финкельштейн ушел...из Виленского раввинского училища!
Кстати, не состоявшийся раввин оказался для общества ценным приобретением. Поскольку после разделов Польши почти у всех евреев приграничных губерний в соседних странах остались знакомые и родственники, одним из почтенных еврейских промыслов стала, естественно, контрабанда. Правительство с этим боролось, как могло: Александр I потребова от раввинов предавать контрабандистов отлучению (щас!), Николай в какой-то момент птросто распорядился выселить всех евреев из приграничной полосы (потом это решение отменили) - ничего не помогало. Поэтому для Финкельштейна, благодаря связям с единоверцами, у чайковцев сразу нашлась работа.
Один из учеников Виленского раввинского училища Я. А. Финкельштейн, уличенный летом 1872 г. в получении нелегальной литературы от Клячко, бежал за границу, обосновался в Кенигсберге и стал там агентом «чайковцев» в книжной контрабанде
Кстати, с еврейскими контрабандистами сотрудничали и одессие революцинеры. Но там несостоявшихся раввинов, да и вообще евреев не было. Так что все закончилось печально (или, наоборот, хорошо, смотря с какой стороны смотреть):
Одесская группа Большого общества пропаганды сосредоточила в своих руках все нити книжной контрабанды на Юге России. По заданию группы ее предприимчивый «министр путей сообщения» Чудновский следил за состоянием контрабандных «путей», проезжая по ним время от времени через границу, и под именем «Ивана Иванова» выступал посредником между «чайковцами» и евреями-контрабандистами при получении литературы в Одессе[281]. Каждый вторник «Иван Иванов» появлялся в квартире Мойши Зейликовича.
Усилия одесских «чайковцев» в развитии «книжного дела» затруднялись еще и тем, что евреи-контрабандисты, которые по договоренности с ними провозили книги через границу, не всегда могли быть надежно проверены. В конце концов, среди них оказался и провокатор. Некий Мовша Сима (по другим документам — Мошко Симха), проведав о загадочных связях Мойши Зейликовича с «Иваном Ивановым», вкрался в доверие к Зейликовичу, завязал сношения с контрабандистами, а затем сообщил обо всем полиции. В ночь на 14 декабря 1873 г. он помог властям захватить близ Волочиска транспорт с книгами, следовавший в Одессу, а в ночь на 28 декабря искусно заманил в засаду «Ивана Иванова», который был схвачен жандармами и вынужден открыть свое настоящее имя
Пы. Сы. Зашел в сообщество "Что читать", и в очередной раз понял, что читаю всякую хню. Вот настоящие люди - они интересуются правильными книгами:
Бедный, забитый человек снимает комнату у бывшего десантника, живет своими мыслями и книгами. Периодически десантник его бьет за неуплату долгов, да и просто из жестокости. И однажды чуть не убивает. Далее он обретает дар видеть людей по их глазам и создает мировую империи.