о.Арониус (o_aronius) wrote,
о.Арониус
o_aronius

  • Music:

С рабочего стола. Икона в нужнике

В процессе работы над неким проектом периодически накапливаются интересные материалы, подходящие по формату для постинга в ЖЖ. Так что, видимо, начну постепенно их выкладывають.

Итак, первая серия: кощунственная еврейская СКАТОЛОГИЯ По материалам статьи известного специалиста по истории средневековой еврейской истории Ивана Маркуса.

Придворный биограф французского короля Филиппа Августа Ригорд приводит в своей хронике следущую историю:

Случилось, что некий еврей, находившийся в это время в Париже, взял в залог различные церковные объекты. Среди них были золотой крест, украшенный драгоценными камнями, Евангелие, удивительным образом украшенное золотом и драгоценными камнями, серебряные кубки, и другие сосуды. Он положил их в мешок, и бросил в глубокую яму, в которую обычно испражнялся. Вскоре после этого христиане нашли эти вещи в том самом месте - Бог указал им, где они спрятаны. Все предметы были возвращены церкви, которой принадлежали, с радостью и весельем, а пятая часть долга была выплачена его величеству королю.

Можно ли предположить, что описанный факт имел место? Разумеется, с учетом целых двух изводов обвинения в ритуальных убийствах, к подобным обвинениям следует относится весьма осторожно. Тем не менее, пишет Маркус, в данном случае есть основания Ригорду поверить.

Прежде всего, в еврейской культуре существовал довольно устойчивый ассоциативный ряд христианские святыни-экскременты. Начало этой традиции мы находим уже в Талмуде. Онкелос бен Калоникус, сын сестры Тита, вызвал дух Бильама и спросил: Каково твое наказание? Ответил Бильам: кипящая сперма. Вызвал дух Йешу и спросил: Какого твое наказание? Ответил Йешу: кипящие экскременты, как сказано: того, кто насмехался над словами мудрецов, ждет наказание кипящими экскрементами".

Этот дискурс благополучно сохранился и в средние века. К примеру, еврейский хронист Элиэзер бен Натан писал о еврейских мучениках Вормса, он утверждал, что "то, чему поклонялись их враги, было в их глазах грязью и нечистотами". А некий средневековый полемист писал, что "христиане ошибочно считают, что нечто святое могло войти самую вонючую часть женского тела - ибо нет в мире ничего более отвратительного, чем женская утроба, полная фекалий и мочи, которая извергает экскременты и менструальную кровь, и принимает мужское семя".

(Фантасатические представления о физиологии оставим пока за скобками. Тем более, что сейчас придет многоуважаемый СуперС., и объяснит, что в книжке все правда, просто женская еврейская физиология с тех пор радикально изменилась).

По мнению Маркуса, в этом же контексте следует рассматривать письмо, папы Иннокентием III архиепископу Сана (Sens) и епископу Парижа, в котором он, в частности, писал:

Kогда в день Воскресения Господня (Пасха) христианка, служившая кормилицей еврейских детей, причастилась телом и кровью Христовой, евреи заставили ее в течении трех дней сливать свое молоко в уборную, прежде чем позволили ей кормить своих детей.

И, наконец, основные доводы Маркуса: скатологическое поведение описывается и в еврейских источниках. Так, в полемическом трактате, написанным в тринадцатом известным северофранцузским раввином Йосефом бен Натаном, автор приводит следующую историю,:

Как-то раз мой господин и учитель рабби Натан, да пребудет еги душа в раю, ехал верхом рядом с графом графом Санса. Граф сошел с лошади напротив куста, чтобы помочиться. Увидев это, мой господин и отец сошел с лошади напротив мерзости (креста, в данном случае, видимо, крестообразного перекрестка дорог), и помочился на нее.
Увидев это, граф возмутился. Он сказал: нехорошо так поступать, ибо крест будет плохо пахнуть. Мой отец ответил: напротив, "глупую вещ ь ты сделал" (Бытие, 31:28). Ты помочился на куст, который Святой, благословен Он, осенил Своим присутствием, чтобы принести Избавление (намек на Исход, 3:1-3). А крест, на котором, как вы говорите, <ваш бог>, которого вы боитесь, был убит, засмердел и сгнил - будет правильно, если вы будете мочиться и справлять на него нужду.
.

И еще более красноречивая история - в Сефер Хасидим:

Некий еврей хотел справить нужду <на икону или рядом с ней>. Его товарищ сказал ему: "Они убьют тебя, <если ты это сделаешь>". Он ответил: "Это прославление Имени творца". Товарищ сказал: "Ты не получишь награды, но лишь совершишь грех, подвергая свою жизнь опасности. Кроме того, не подвергай опасность жизнь своих детей и других евреев города. Слова Писания "Не бесчестите святого имени Моего, чтоб Я был святим среди сынов Израиля" (Левит, 22:32) относятся только к ситуации, когда неевреи угрожают тебе, <требуя поклониться идолу>, говоря: сделай так-то и так-то, или мы убьем тебя. Об этом сказано: "За Тебя умерщвляют нас всякий день" (Псалмы, 44:23). Но если человек сам стал причиной своей гибели, то о нем сказано:"Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша" (Бытие, 9:5), и еще сказано: "Только берегись и тщательно храни душу твою" (Второзаконие, 4:9)" .

Вывод Маркуса: с очень большой вероятностью, еврейское "сортирное кощунство" в отношении христианских святынь периодически имело место. Религиозное руководство подобные вещи не слишком одобряло, однако не из моральных соображений, но исключительно из чувства самосохранения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments